Рост мирового ритейла: что глобальные прогнозы значат для украинского розничного рынка

Мировой ритейл развивается достаточно динамично и украинский рынок - не исключение. Украина хотя и имеет собственные особенности и вызовы, глобальные тенденции все равно влияют на наш рынок.

Владелец сети Ultramarket и Почетный консул Государства Израиль в Западном регионе Олег Вишняков в колонке для Интерфакс-Украина предложил рассмотреть, как прогнозируемые показатели CAGR на мировом уровне могут повлиять на розничный сектор Украины, в частности на категории товаров, демонстрирующих наибольший рост.

У украинского рынка своя история, полная испытаний и взлетов. После начала полномасштабной войны, после многих лет, когда розничная торговля казалась стабильной и предсказуемой, внезапно все изменилось: и страна, и сама жизнь украинцев. Каждый раз, когда кажется, что открыта новая глава роста, появляются вызовы, испытывающие устойчивость рынка, бизнеса и людей, - отметил эксперт.

unnamed | 1

Как будут расти разные категории ритейла

Мода и одежда

  • Мировой прогноз: CAGR - 8,7%.
  • Прогноз для Украины: Спрос на фэшн товары будет расти, однако темпы роста могут быть несколько медленнее чем в мире из-за ограниченной покупательной способности населения. Основным каналом сбыта, по мнению Вишнякова, станут онлайн-платформы.

Локальные производители моды могут воспользоваться спросом на товары «Made in Ukraine» и развивать экспорт, поскольку украинская мода становится все более конкурентоспособной на международном рынке.

Техника и электроника

  • Мировой прогноз: 8,6% – вторая по темпам роста категория.
  • Прогноз для Украины: Спрос на украинском рынке на эту категории товаров останется стабильным, однако рост сегмента может же быть ограниченным из-за экономических факторов. Основным спросом будут пользоваться товары для удобной работы и учебы из дома, а также электронике для комфорта и безопасности.

Дальнейший рост категории возможен благодаря акценту на инновациях, таких как «умный дом», энергоэффективность, а также товарах, которые позволяют экономить ресурсы.

Продукты питания 

  • Мировой прогноз: 3,7% стабильный, но медленный рост.
  • Прогноз для Украины: Спрос на продукты, особенно местного производства, будет расти. Украинские ритейлеры могут развивать локальное производство и делать акцент на экологических и органических продуктах для удовлетворения запросов потребителей на сознательное потребление.

Бытовая техника и мебель

  • Мировой прогноз: 6,4% - средний уровень роста.
  • Прогноз для Украины: Спрос на эти товары ожидается стабильный, особенно среди покупателей, которые выбирают товары длительного пользования с акцентом на качество.

Спрос на энергоэффективные и компактные товары, а также на мебель из эко-материалов, может дать новые возможности для локальных производителей.

Вызовы для украинского рынка

Невидимой угрозой рынка является экономическая нестабильность. После начала полномасштабной войны цены начали меняться очень быстро - растут расходы, обесценивается гривна, снижается покупательная способность.

Ритейлерам, которые раньше планировали свои расходы на несколько лет вперед, теперь вынуждены перестраивать стратегии ежемесячно, адаптируя цены и ассортимент под реальные возможности покупателей.

Еще одной сложностью являются логистические преграды. Ранее товары могли беспрепятственно путешествовали по Украине, но сейчас путь из Киева в Харьков или Одессу стал намного тяжелее.

Поставки из-за рубежа могут задерживаться из-за перебоев в цепочках поставок и даже из-за заминирования дорог. 

Логистика сегодня - это настоящий вызов, особенно в регионах, где пострадала инфраструктура. Ритейлерам приходится придумывать новые пути и маршруты, разрабатывать альтернативные логистические стратегии. Это, как прокладывать новые дороги сквозь чащу, но другого пути просто нет, - добавляет Олег Вишняков.

Читайте также: RAU Summit 2024: о чем говорили на итоговом событии украинского ритейла и девелопмента

Также эксперт отметил, что украинцы все чаще покупают товары, обращая внимание на их качество и социальную ответственность бизнеса.

Украинцы не готовы мириться с тем, что из-за низкого качества товаров приходится покупать их снова и снова.