Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка

В апреле 2024 года возвращение на украинский рынок начала испанская группа Inditex, в течение месяца компания открыла около 50 магазинов своих брендов: Zara, Zara Home, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho.

Возвращение фэшн-гиганта вызвало большой ажиотаж, впрочем, мнения по этому поводу разделились, ведь интересы участников одного рынка часто кардинально отличаются. Вопрос исследовало издание LIGA.net, Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Государство

Для государства возвращение такого мощного игрока, безусловно, большой плюс, ведь это сигнал другим международным компаниям, что в Украину можно инвестировать.

Именно поэтому вопросом возвращения зарубежных брендов на отечественный рынок занимается Министерство иностранных дел по поручению президента.

Перед Inditex, в ноябре 2023 года, в Украину вернулся шведский бренд одежды H&M, еще раньше - McDonald's. Тогда министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сказал, что "возвращение крупной американской компании - это прежде всего сигнал для международного бизнеса о возможности работать в Украине, даже несмотря на условия войны".

Сейчас споры идут вокруг вопроса возвращения на рынок шведского ритейлера бытовой мебели IKEA, однако никаких приблизительных сроков компания не указывает.

ТРЦ

Торгово-развлекательные центры больше всего заинтересованы в возвращении международных брендов, в том числе и Inditex, ведь присутствие таких магазинов в ТРЦ генерирует трафик клиентов.

Международные бренды, такие как Inditex и H&M, выступают якорными арендаторами в торговых центрах. Их присутствие не только обеспечивает дополнительные налоговые поступления и создает новые рабочие места, но и служит драйвером для роста посещаемости торговых центров, повышая их конкурентоспособность и привлекательность, - рассказал глава Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.

По словам главы Украинского Совета Торговых Центров (УСТЦ) Максима Гаврюшина, в столичных ТРЦ в течение недели с момента возобновления работы в Украине Zara и других магазинов группы Inditex трафик вырос на 20%.

Этот трафик затем частично распределяется в магазинах менее известных брендов, однако не всегда они могут конкурировать с такими гигантами.

Отечественные сети испытывают смешанные эмоции относительно присутствия международных брендов. С одной стороны, увеличение конкуренции требует от местных компаний адаптироваться и внедрять инновации, повышать качество своих товаров и услуг, что в конечном итоге способствует росту общих стандартов отрасли. С другой стороны, наличие крупных международных ритейлеров может создавать дополнительное давление на местные компании, особенно на меньшие. Хотя украинские компании имеют преимущество - нет международной логистики, все есть внутри страны, а это дает большие преимущества перед иностранными брендами - к примеру, во время блокирования польско-украинской границы, - добавляет глава Ассоциации ритейлеров Украины.

Украинские производители

Впрочем, не все восприняли возвращение Zara положительно, некоторые известные блогеры начали пренебрежительно высказывались об украинских производителях в пользу иностранных, что вызвало волну возмущения отечественных брендов.

Некоторые, например известный украинский дизайнер Андре Тан призвал бойкотировать Zara и другие известные бренды, отдавая предпочтение отечественному производителю.

Совладелец и соучредитель украинского бренда Stimma Сергей Параска в комментарии также рассказал, что реакция украинских потребителей неприятно удивила.

Особенно высказывания некоторых блогеров о том, что украинские бренды теперь почувствуют конкуренцию и позакрываются.

Inditex открыл магазины с новым ассортиментом, но с демпинговыми ценами. Если раньше в Украине цена была выше, чем, например, в Польше и в соседних государствах, то сейчас она ниже. Имея 2000 магазинов в мире, можно спокойно в 30 магазинах в Украине работать даже в минус хоть год, хоть два, чтобы выбить украинского производителя. А потом повысить цены до нормальных. Я думаю, это делается для того, чтобы забрать свою долю рынка, которая была достаточно высокой до войны, - говорит Сергей Параска.

По словам совладельца бренда, украинские производители не против иностранных компаний, однако также нуждаются в помощи и поддержке от государства.

Читайте также: Юрий Кизим, ТРЦ VELES MALL: в Ивано-Франковске наблюдается значительный спрос на свободные площади в ТРЦ

Актуальным было бы решение государства сделать меньшие налоги на ввоз сырья в Украину. А на продукцию секонд-хендов, стоков и новых вещей, наоборот, - повысить стоимость ввоза. Это урегулирует ситуацию. В Польше, например, очень небольшое количество турецких брендов LC Waikiki, DeFacto!, COLIN'S. В Испании есть ограничения на открытие магазинов H&M, чтобы поддержать группу компаний Inditex. Турции вообще нереально открыть магазин. Исключения существуют только для крупных известных брендов. В то же время, если турецкий магазин открывается за рубежом, государство в течение трех лет помогает платить аренду, - объясняет предприниматель.