Юлия Томусяк, Famo, Pinky: о расширении сети, собственном производстве, планах на 2025 год и другом

Сеть магазинов Famo является одной из самых динамичных среди украинских фэшн-ритейлеров. Магазины в топовых ТРЦ, запуск собственного швейного производства во время полномасштабной войны и новый, амбициозный проект - дочерняя сеть Pinky, специализирующаяся на косметике и аксессуарах.

Как компании удается не только держаться на плаву, но и развиваться, отличается ли работа в разных регионах страны и какие планы у ритейлера на 2025 год? 

Об этом в эксклюзивном интервью Украинскому Совету Торговых Центров рассказала СЕО и основательница сетей Famo и Pinky Юлия Томусяк.

Начнем с главного: что сегодня собой представляют сети Famo и Pinky?

Сейчас Famo и Pinky - это сеть из 48 магазинов, из которых 4 это Pinky. В феврале мы открываем еще три магазина Famo, также две локации Pinky в марте. Открытие и реновации старых магазинов запланировано уже к маю. Мы присутствуем во всех регионах, кроме Кировоградской и Черкасской областей. Ну и еще Сумская, но пока там не позволяет ситуация с безопасностью. В прошлом году мы открыли 17 магазинов и обновили 10, это был настоящий спринт.

В компании работает более 500 человек, точную цифру даже не знаю, потому что эти цифры очень динамичны.

Финансовые показатели - это стабильный рост, последний год к году около 45%Рост добавляют конечно и новые магазины, и существующие локации.

Сети Famo и Pinky сейчас активно расширяются, сколько магазинов было открыто именно за время полномасштабной войны? Есть ли у вас потерянные магазины в результате боевых действий или оккупации?

За время войны мы открыли около 30 новых магазиновно еще было много реноваций, изменений локаций. Дело в том, что рынок настолько динамичен, что остановиться просто нет возможности. Открывается локация - работает прекрасно, проходит два года, уже и формат нужно обновлять, и площадь уже хотелось бы больше. Поэтому постоянно нужно что-то менять и это прекрасно.

фото 2025 02 21 14 53 21 | 1

Было потеряно несколько магазинов - ТРЦ Fabrika в Херсоне, ТРЦ "Аврора" в Запорожье, повреждены Riviera Shopping City в Одессе, "Караван" в Харькове, Nikolsky. Материальные потери это конечно обидно, но боль была именно за невозвратом некоторых. Fabrika, к примеру, это была душа Херсона. Туда ходили на свидания, там создавались воспоминания людей. Был такой щемящий момент, когда девочка из Херсона увидела нас в Lavina Mall, сняла несколько сториз о Fabrika, что мы напомнили ей о родном городе. Это самое ценное, для меня это лучший результат нашей работы - быть ассоциацией у клиентов с чем-то приятным, теплыми воспоминаниями.

Летом 2022 года Вы открыли собственное швейное производство. К этому компанию подтолкнула война или это было в планах давно?

С войной мы потеряли стабильность в работе с поставщиками, сразу резко начали расти цены, срывались сроки, все производства страдали от потери ценных кадров.

У нас не было планов открывать собственное производство, война действительно стала именно тем триггер. Если не сейчас, то когда? Что уже терять?

Мы сразу были ориентированы на качественное производство, а еще, что очень важно, на комфортные условия для наших работников. Мне очень важно понимать, что наши швеи в современном помещении, теплом и светлом, когда закрыты базовые потребности комфорта и безопасности, люди счастливее.

Сейчас собственное производство покрывает сверх потребностей 50% в категории одежда, об этом два года назад мы даже не могли мечтать.

Основной фокус сейчас - это автоматизация и внедрение ЕРП системы для учета. К примеру, каждая наша швея знает, какой у нее план работ на день, а еще в реальном времени сколько она сделала сегодня, за месяц и сколько заработала.

Это долгий процесс, но для масштабирования производства это важно, в первую очередь, а уже потом количество оборудования и швей.

Сейчас у нас на производстве работает около 40 человек, мы планируем экспериментировать и готовимся к расширению.

Как это производство работает сейчас? Удалось ли выйти на желаемые объемы?

Наш план это 100% покрывать собственные потребности, и предоставлять услуги аутсорсинга для других компаний. Именно для этого мы детально работаем над автоматизацией. Потому что подрядчиков сейчас очень много, Хмельницкий - это, собственно, мекка производств. Но есть вопросы в администрировании и неотлаженных процессах. Мы хотим изменить это.

Сейчас мы покрываем лишь около 50% собственных потребностей, и при этом также работаем с партнерскими производствами.

На сайте Famo отмечается, что бренд также является импортером. Расскажите немного об этом направлении, кто является Вашими основными партнерами?

Да, многие категории товаров мы действительно импортируем из Турции, Китая. Мы честно об этом говорим, и на всех бирках указываем, какая страна производитель. У нас средний чек, производство трикотажа, к примеру, в Украине невозможно при нашей желаемой розничной цене. Мы работаем с турецкими фабриками трикотажа, также джинсы, носки. Вот в феврале заказывается производство шерстяных носков на следующую зиму, это очень долгий процесс.

Для понимания, даже если свитер связан в Украине - пряжа, оборудование - это все импортное сырье. Сейчас, пожалуй, нет массовых товаров, которые имеют 100% происхождение из Украины.

Это все ок, качество и требования постоянно растут, и это прекрасно. Нельзя утверждать. что качество товаров из Турции или Китая хуже, чем украинских. Все зависит от нашего контроля и верно созданного ТЗ.

В Китае работаем с фабриками аксессуаров, сегмента купальной одежды. Но, если есть возможность, конечно выбираем украинских производителей.

Например, по категории сумки - за последние годы все на 100% сместилось на местных производителей, это очень радует.

Производство не единственное новое направление, которое вы открыли с начала полномасштабной войны, также очень молодым является проект Pinky. Почему решились на вывод на рынок нового бренда во время войны?

Все произошло случайно, нам предложили классную локацию, на тот момент определенный выбранный ассортимент косметики был на при кассовой зоне Famo, но планов создания бренда не было.

Все произошло настолько быстро, в конце апреля мы подписали договор аренды, а уже в конце мая открыли Pinky в Ивано-Франковске. На самом деле не считаю это новым направлением, это ритейл, если мы умеем продавать, то какая разница, какие товары продавать? Кроме того, большинство коллектива, отдел закупки - это девочки, продавать косметику, которую мы любим и пользуемся, ну разве не счастье?

Pinky это чисто девчачья история, о доступности любимых средств в любимых местах шопинга. Я люблю онлайн шопинг, но это не сравнится с ощущениями, когда ты выбираешь что-то в физическом магазине, это погружение в атмосферу, общение, доверие к советам, и конечно, возможность получить, что нужно, здесь и сейчас.

Пинки это очень амбициозный проектМы уже сейчас тестируем сотрудничество по контрактному производству косметики, имеем уже собственные линейки по уходу за телом.

Каковы результаты Pinky сейчас, оправдывают ли они ожидания?

Учитывая затраченные ресурсы (относительно не значительные, ведь все процессы были продублированы с Famo), мы очень довольны результатами работы.

Самое важное в работе pinky - это локация, ведь мы пока не развиваем активно онлайн и ориентируемся на трафик трц и удержание постоянных клиентов. NPS наших магазинов 98,5%Мы детально работаем над тем, чтобы наши клиенты получали положительные эмоции и улыбки от шопинга.

Конечно, рекомендовали друзьям, и возвращались к нам снова и снова. Основная сложность - это поиск подходящих локаций, но это так везде.

фото 2024 03 13 11 05 39 | 2

Famo и Pinky работают не только в центральных и западных областях. Ваши магазины есть и в менее безопасных регионах. Видите ли вы разницу в поведении потребителей в прифронтовых городах и более тыловых?

Я, честно говоря. Не вижу разницы.Женщины стремятся быть красивыми, ухоженными в любом уголке Украины. В периоды отключений света, массовых атак происходят определенные изменения ситуативные, все приходят в ТРЦ погреться, провести время. В перерыве между тревогами клиенты склонны быстрее принимать решения.

По моему мнению потребители в любом городе Украины хотят получать эмоции от посещения магазинов и покупок в них. Однако, где чаще попадания ракет сразу после страшных событий население больше остается дома у родных, но через некоторое время люди снова выходят за покупками и эмоциями. Также в прифронтовых городах чаще можно услышать фразы о поддержке бизнеса в условиях войны, поэтому люди не могут перестать покупать товары не только первой необходимости, но и товары для удовольствия, - добавляет руководитель розницы сети.

Ну и напоследок, расскажите немного о Ваших планах на этот год, ожидать ли новых открытий или, возможно, новых форматов?

По Фамо в планах - развитие сети, открытие около 20 новых магазинов, а также реновации нескольких еще старого формата. Мы активно экспериментируем с форматами и размещением локаций - к примеру, открываемся в новых трц в небольших городах.

По Пинки - открытие магазинов в топовых ТРЦ, а также развитие собственной торговой марки. Как я уже рассказывала, мы имеем уже линейку для тела, и активно разрабатываем другие продуктовые линейки.

Мы не ставим конкретных цифр роста, любые достижения для нас - это классный результат, мы смотрим только на себя вчерашних и стремимся к качественным изменениям.