Евгений Иваница, JYSK: как изменилась компания за три года полномасштабной войны

Хотя война в Украине началась еще в далеком 2014 году, именно полномасштабное вторжение россии стало настоящим испытанием для украинских предпринимателей. Кто-то потерял бизнес, а кто-то выдержал удар и не только смог восстановиться, но и даже расширил свои горизонты. 

Как три года большой войны изменили компанию, какие решения оказались удачными и как изменились клиенты бизнеса рассказал в интервью Delo.ua Country Director "JYSK Украина" Евгений Иваница.

Важные управленческие решения, принятые во время первых месяцев полномасштабной войны

Когда началась полномасштабная война, мы закрыли все магазины, однако уже через несколько дней начали открывать их на запрос работников и спрос покупателей на товары первой необходимости, - отметил Евгений Иваница.

Он добавил, что в компании пытались убедить датский менеджмент, что возобновление работы - это не о прибыли, а о поддержке людей. Выплатили двухмесячный оклад всем сотрудникам и уплатили заранее налоги, хотя и не понимали, что будет дальше.

Отдельным вызовом стала поставка товаров без гарантии расчета. 

Из-за валютных ограничений мы не могли официально оплачивать импорт, но поставщики поверили в нас и отправляли товар без предоплаты. Это было рискованно, но сработало - украинцы покупали необходимое, а JYSK оставался с людьми, - сказал Евгений.

Чем отличается компания накануне вторжения - от компании сейчас

В марте 2022 года JYSK закрыл свои 13 магазинов в России и навсегда покинул эту страну. В Украине же на тот момент работало 85 торговых точек. Из-за боевых действий компания потеряла 10 магазинов. Некоторые были уничтожены, другие повреждены или разграблены. С того момента мы открыли 25 новых локаций, обновили 17 по современной концепции 3.0 и отстроили 6, которые пострадали от войны, - отметил Иваница.

Компания возобновила все торговые точки на подконтрольной Украине территории, в частности, в Киеве, Харькове, Одессе, Буче. Даже разрушенный до основания магазин в Гостомеле открылся в конце 2023 года. Однако в Херсоне, Новой Каховке и Мелитополе JYSK пока не может возобновить свою деятельность.

Безопасность команды для нас на первом месте. Мы смогли эвакуировать всех сотрудников с оккупированных территорий. Но, к сожалению, трое наших коллег погибли во время боевых действий, - сказал Евгений.

Сегодня 68 работников служат в ВСУ, которым продолжается выплата зарплаты. Также среди коллег есть ветераны, которые вернулись с фронта.

Благотворительность стала частью нашей стратегии. Мы поддерживаем гуманитарное разминирование, психологическую реабилитацию, протезирование и донорство крови, - добавил он.

С 2022 года, кроме прямых донатов, было проведено более 70 благотворительных акций в сотрудничестве с 15 организациями. 

Крупнейшие уроки компании за последние три года

Главный урок, который мы давно усвоили, а война это только подтвердила - всегда действовать в соответствии со своими ценностями. Для нас люди всегда на первом месте. Сотрудники - это лицо компании, и отношение к ним со стороны руководства прямо влияет на их работу с клиентами, - отметил Иваница.

По результатам внутреннего опроса уровень лояльности сотрудников компании вырос на три пункта по сравнению с январем 2022 года и достиг 89%, что свидетельствует о ценностях компании, которые действительно работают.

Также мы убедились, что скандинавская культура ведения бизнеса - прозрачная, честная, ориентированная на равноправные партнерские отношения - может быть полезной для всего украинского рынка. Нулевая толерантность к коррупции и соблюдение законодательства - это то, что должно стать нормой для каждой компании в Украине, - сказал он.

Как изменился клиент с начала полномасштабной войны

По словам Евгения, портрет покупателя не изменился, хотя значительно уменьшилось мужчин призывного возраста, и это не удивляет. Что касается спроса на товары - он менялся волнами: в начале войны нужны были карематы, спальные мешки, палатки, позже - одеяла, подушки и раскладушки.

Во время блэкаутов массово покупали светильники, лампочки и батарейки. Сейчас люди больше обустраивают свои дома и дачи, поскольку не могут далеко уехать на отдых, поэтому возросла популярность на садовую мебель.

Интересный момент был с рождественским ассортиментом. Несмотря на сомнения компании, оказалось, что в сложные времена людям особенно нужны приятные эмоции. Рождественских гномиков JYSK в этом году раскупили в огромном количестве.

Как компания видит перспективы рынка

В 2025 году запланировано открытие 9 новых локаций и обновление еще 12. Сегодня сеть JYSK в Украине насчитывает 104 физических магазина и интернет-магазин.

Но развитие - это не только новые точки продаж. Мы модернизируем склады, расширяем офисные помещения и создаем еще лучшие условия для команды, - добавил Евгений.

Читайте также: Сеть JYSK открыла девятый магазин во Львове - в чем его особенность

Еще одна важная часть стратегии - поддержка украинские производители. JYSK увеличивает объемы закупок в Украине, и уже в 2025 году заказ у производителя корпусной мебели "Аккорд Импорт" выросло на треть. Команда верит в потенциал украинского рынка и продолжает инвестировать в его развитие.