Евгений Иваница, JYSK: об уходе IKEA, конкуренции с "Эпицентром" и другом

Скандинавская сеть магазинов JYSK после начала полномасштабной войны активно увеличивает присутствие в Украине. Сейчас у ритейлера здесь 90 магазинов, что больше, чем во всех постсоветских странах вместе взятых.

Дела у компании идут хорошо, а влияет ли на это отсутствие в стране IKEA и что у JYSK думают о конкуренции с "Эпицентром", в интервью Forbes рассказал Сountry Director "JYSK Украина" Евгений Иваница.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное в своем материале.

Работа в Украине

К началу полномасштабного вторжения в Украине работало 85 магазинов, сейчас – уже 90.

Тогда ритейлер закрыл все магазины и не имел никаких четких планов, когда сможет возобновить их работу, компания очень боялась репутационных рисков из-за потенциальной гибели кого то из сотрудников.

У нас были длительные переговоры с датским менеджментом. Объясняли, что возобновление работы – это не для прибыли. Что хотим открыть магазины в Ужгороде только для того, чтобы помочь беженцам. Нужны одеяла, подушки беженцам и убежищам, нужны спальники, карематы, рации ребятам в ТрО. Затем постепенно предлагали открыть другие магазины для работников, желающих работать, - отметил Евгений Иваница.

По словам Сountry Director, тогда Украину разделили на несколько градаций условных зон риска:

  • зона условно низкого риска;
  • зона условно среднего риска;
  • зона высокого риска;
  • оккупированные зоны.

На оккупированных территориях, конечно, все магазины закрыты и работу не возобновляли. В Херсоне, например, один объект сгорел, другой недостроен, так что это зона высокого риска, куда компания не заходит.

Начиная с сентября прошлого года во всех местах присутствия JYSK наблюдается прирост продаж из года в год. Оборот составляет 4,8 млрд грн по сравнительным магазинам, по количеству покупателей – прирост на 26%, средний чек – 1044 грн, что меньше всего среди 48 стран присутствия бренда.

На этот чек человек условно покупает свечу, батарейку и матрас. У нас есть 10 товарных групп: постельное белье, товары для ванной, матрасы, мебель, декор, текстиль, товары для окон, одеяла и подушки и сад. Больше всего приросла категория "садовая мебель". Летом 2022-го эта самая группа сильно обвалилась, потому что больше всего продавалась на Юге. Магазины в Мелитополе, Новой Каховке, Херсоне разбомбили или разворовали, – объясняет Евгений Иваница.

Причины роста продаж

Прежде всего, представитель JYSK отмечает влияние большого потока внутренне перемещенных покупателей, которые были вынуждены заново обустраивать быт.

Обстрелы инфраструктуры повлияли на спрос свечей, батареек, ламп. Это миллионы единиц товаров. Еще одна причина роста – снижение маржинальности товаров. 

Интересно, что другие международные бренды адаптировались к войне не так быстро, например, McDonald's возобновил работу через полгода, тогда как JYSK открыл первые магазины на следующую неделю после начала полномасштабного вторжения. Теперь сеть не только открывает новые точки, но и обновляет старые.

Перестройка одного магазина может стоить больше 10 млн грн, сейчас 63% работают в новом формате.

Закрытие IKEA и конкуренция с "Эпицентром"

Евгений Иваница уверяет, что очень хочет, чтобы IKEA вернулась, но сравнивать ее с JYSK нет смысла. У IKEA работал один магазин в Украине, должны были подписать соглашение об открытии в ТРЦ Respublika и Ocean Mall, поэтому влияние IKEA на украинский розничный рынок товаров для дома было минимальным. 

Как и для любого украинца, мне важно, чтобы международные инвесторы вкладывали деньги в Украину. Мне жаль, что IKEA перестала закупать товар в Украине. Я понимаю, почему они так поступили. Это большие опасности. Но JYSK продолжает закупать товары и даже увеличивает объемы закупки товара в Украине, – говорит Иваница.

Что касается "Эпицентра", Сountry Director отмечает, что они не делят рынок с этим гигантом и работают в разных сегментах.

В нашем формате 1000 кв. м, с таким ассортиментным наполнением и ценовым сегментом с такой концепцией никого нет. Мы предлагаем комплексные интерьерные решения для потребителя, где декор, текстиль, мебель дополняют друг друга. Потребителям не нужно нанимать дополнительно дизайнеров для обустройства пространства дома. Хотя по товарному наполнению IKEA и "Эпицентр" нами пересекаются больше всего, - объясняет Иваница.

Персонал

Спикер отмечает, что из полного штата компании в 811 человек, 45 служат в армии.

Это 10% от мужского состава команды, но среди служащих есть и девушки. Двое сотрудников, к сожалению, погибли. Всем продолжающим защищать страну ритейлер продолжает платить полный оклад.

Недостаточное количество мужчин в команде оказывает сильное влияние на бизнес. Зачастую не хватает мужских рук, чтобы выполнять работу.

Текучесть персонала в компании в прошлом финансовом году составляла 20%. Наименьший уровень – в центральных и северных областях Украины.

Также ритейлер отмечает рост e-commerce по отношению к офлайну, так, 16–20% украинцев заказывают товар JYSK онлайн. Цифра очень варьируется в зависимости от способа заказа.

Читайте также: Конкурент или дополнение? Может ли онлайн-ритейл угрожать успеху ТРЦ в Украине

Кризис на западной границе, где находятся в очереди более 200 грузовиков, влияет на планы. До конца года планируем открыть магазин в Гостомеле. Открытие двух магазинов в Киеве, которое планировали к Новому году, вероятнее всего, будем вынуждены перенести на январь-февраль следующего года. Суммарно за этот финансовый год мы планировали открыть 12 новых магазинов и перестроить в концепт 3.0 10 магазинов. Планируем довести количество магазинов JYSK в Украине до конца следующего года до 100, - подытожил Евгений Иваница.