Евгений Иваница, JYSK: о логистических проблемах, главных конкурентах и новых магазинах

Скандинавский ритейлер товаров для дома JYSK продолжает работу на украинском рынке на протяжении всей полномасштабной войны и динамично развивается. Из-за блокирования польско-украинской границы компания понесла убытки 100 млн грн, однако быстро нашла альтернативные пути поставки товаров.

Об этом, а также о спросе потребителей, логистике, конкуренции и планах на 2024 год, в интервью All Retail рассказал Евгений Иваница, Country Director JYSK в Украине.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из разговора в своем материале.

Стратегия развития в Украине на ближайшие годы

Иваница отмечает, что компания не только продолжает свое присутствие на рынке, но и увеличивает инвестиции в развитие сети в Украине, несмотря на войну.

JYSK восстанавливает разрушенные и поврежденные магазины, перестраивает имеющиеся магазины, увеличивает их площадь, а также представляет покупателю более широкий ассортимент.

Кроме того, переоборудуются склады, расширяются офисные помещения, а значит улучшаются условия труда для работников. Мы открываем новые магазины в разных уголках страны - сейчас в JYSK 91 действующий магазин, до конца года мы планируем достичь отметки в 100 магазинов, - анонсирует Country Director.

Вместе с тем расширяется ассортимент товаров, закупаемых в Украине для европейских магазинов JYSK, увеличивается объем закупок.

Ритейлер продолжает нанимать новых работников и запускать новые внутренние программы обучения и развития, и тому подобное.

Топ-категорий товаров в 2023 году

По словам Евгения Иваницы, начиная с сентября 2022 года компания фиксирует по всем месяцам прирост продаж год к году.

В прошлом году оборот составил более 5 млрд грн, общий прирост оборота - 40%.

JYSK отгрузил товар для более чем 4,6 млн покупателей, а прирост по количеству покупателей составил +26%.

Средний чек составил 1044 грн. Среди 48 стран присутствия бренда это наименьший средний чек, на одного покупателя приходится 3 единицы товара.

У нас есть 10 товарных групп: постельное белье, товары для ванной, матрасы, мебель, декор, текстиль, товары для окон, одеяла и подушки и сад. При этом, больше всего приросла категория "садовая мебель". Летом 2022-го эта же группа сильно обвалилась из-за того, что больше всего продавалась на Юге. Магазины в Мелитополе, Новой Каховке, Херсоне разбомбили или разворовали.

bf8fca2e 9d3ea5101284b7f034738b288f12eae0 | 1

Проблемы логистики

В идеальных условиях доставка заказа от момента, когда он был загружен на логистическом центре Радомско в Польше и до момента, когда товар выгрузили на складе магазина JYSK, длится 36 часов.

Сейчас самое оптимистичное ориентировочное время ожидания составляет около трех недель. 150 грузовиков сети с товаром стоит в очередях на польской границе, из них ориентировочно 60 - это товары, закупленные JYSK у украинских производителей для продажи в европейских магазинах.

На днях, например, только 7 грузовиков с товаром JYSK смогло пересечь границу, поехав в обход сотни километров через несколько стран. Бизнес взял на себя дополнительные убытки. Только в декабре JYSK в Украине недополучил в обороте более 100 млн грн, а стоимость фрахтов выросла более чем в два раза!

Отдельно JYSK тестирует новый способ поставки по железной дороге. Первый пробный поезд из 25 контейнеров уже пересек границу и первая таможенная декларация уже прошла процедуру таможенной очистки.

Доля онлайн-продаж

В последние годы e-commerce прирастал к оффлайну с опережением. С 2019 года JYSK внедрил стратегию под названием Seamless and Closer to the Customer. Она включает несколько методов взаимодействия с клиентами, клиент может:

  • оплатить товар онлайн и он приедет из европейского распределительного центра;
  • забронировать имеющийся в магазинах товар онлайн, прийти, рассчитаться, забрать его (система Click&Collect);
  • заказать и оплатить товар онлайн, и забрать в магазине (order online, pick up at store);
  • заказать онлайн и забрать в отделении "Новой почты" или "Укрпочты";
  • заказать онлайн и оплатить при доставке (cash&delivery).

Около 16-20% украинцевпо словам Иваницы, заказывает товар JYSK онлайн, однако цифра очень варьируется в зависимости от способа заказа.

Новые магазины и концепция 3.0

Несмотря на все сложности ритейлер активно ведет переговоры по заключению новых соглашений аренды.

В настоящее время переговоры ведутся с ТРЦ по всей Украине, в частности в Кривом Роге, Одессе, Ивано-Франковске, Киеве, Львове, Калуше, Черновцах, Ужгороде, где уже получено положительное решение борда на финализацию сделок аренды. 

На этот год запланирована перестройка 10 магазинов в обновленный концепт 3.0. Во время перестройки типичной практикой является увеличение торговых и складских площадей, расширение социального пространства, создание более приятного и комфортного пространства не только для покупателей, но и для работников магазинов. Из-за агрессии рф планы по перестройке всех магазинов JYSK в Украине приходится менять, поскольку постоянные обстрелы и необходимость восстанавливать поврежденные и разрушенные объекты негативно влияет на темпы развития сети. 

Сейчас JYSK планирует довести долю перестроенных магазинов в формат 3.0. до конца 2024 года до 80%.

Главные конкуренты

По мнению Иваницы, влияние шведского ритейлера IKEA на украинский розничный рынок товаров для дома было минимальным, у них был лишь один магазин в Украине.

IKEA не занимала видимой доли украинского рынка и по цифрам выручки их не было видно.

Читайте также: Александр Чупилко, ТРЦ "Французский бульвар": о работе в Харькове, портрете посетителя и планах на будущее

Что касается другой конкуренции - в нашем формате 1000 кв.м, с таким ассортиментным наполнением и ценовом сегменте с такой концепцией на национальном уровне, к сожалению, нет никого. Мы предлагаем комплексные интерьерные решения для потребителя, где декор, текстиль, мебель дополняют друг друга и создают комфортное пространство, покупателю не нужно нанимать дополнительно дизайнеров для обустройства пространства дома. Хотя по товарному наполнению IKEA и "Эпицентр" с нами пересекаются больше всего, - резюмировал он.