Каким был 2023 год для украинского ритейла и чего ожидать в 2024-м – аналитика

В первой половине 2023 года экономическая активность в Украине стремительно восстанавливалась, а во втором полугодии загрузка производственных мощностей стабилизировалась и экономика вышла на условное плато.

Как за это время изменилось потребительское поведение, каков прогноз на 2024 год и как мировые тренды могут повлиять на ритейл в Украине, разбиралось издание LIGA.net. Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Итоги 2023-го

Среди препятствий для ведения бизнеса в этом году предприниматели чаще всего упоминают о росте цен на сырье, нехватке рабочей силы и усложненной логистике.

Впрочем, несмотря на риски безопасности и падение доходов населения, конкуренция на рынке ритейла только растет – более 98% магазинов возобновили свою работу.

По оценке компании Pro-Consulting, украинский ритейл почти вернулся на довоенный уровень. Ожидается, что по результатам этого года прирост товарооборота с учетом инфляции составит 27%.

20231221223917 6144 | 1

Безусловным лидером среди сегментов как по количеству сетей, так и по выручке, является FMCG, второе и третье места по выручке занимают DIY и Электроника.

20231221224141 8570 | 2

Что касается онлайн-шопинга, здесь также отмечается постепенное возобновление покупательной активности, но доля покупателей еще значительно меньше, чем в 2021-м. По данным исследований компании CBR, она составляла 67% по состоянию на апрель 2023 года, в то время как до начала полномасштабной войны этот показатель был примерно на уровне 80%. 

Наиболее активной категорией онлайн-покупателей являются люди в возрасте 26-45 лет, проживающие в городах, имеющие детей, высшее образование, владельцы предприятий и специалисты. Но их стало меньше из-за миграции населения за границу.

В разрезе категорий товаров, единственным сегментом, где онлайн-ритейл превысил показатель 2021 (+40%) являются продукты питания.

Также заметно отличались предпочтения в покупках переселенцев и лиц, не переезжавших из-за вторжения. 

Так, покупки ВПЛ онлайн больше направлены на обустройство быта на новом месте (техника, детские товары) и немного покупок "для души" (заказ готовых блюд).

20231222191046 8172 | 3

Что ждет отрасль в 2024 году?

По оценкам Dragon Capital, рост реального ВВП в 2023 году достигнет +5,2%, а в 2024-м составит около +4,0%.

При этом украинская экономика останется примерно на 22% ниже довоенного уровня, ожидаемое восстановление пока не способно компенсировать падение на 29% в 2022 году.

Прогнозируется, что инфляция в следующем году ускорится на 8% из-за роста внутренних цен на с/х товары и номинальных зарплат.

Что касается ритейла, то Pro-Consulting ожидает:

  • рост товарооборота на 10–12%;
  • збільшення частки онлайн;
  • рост рынка на 90% благодаря самым крупным ритейлерам;
  • рост благодаря инновациям будет менее существенным для рынка.

В Украине, как и во всем мире, будет набирать обороты тренд на использование Big Data – увеличение персонализированных предложений.

Устойчивое развитие также тренд, но уже не как альтернатива, а как стандарт для всего мира.

Также среди глобальных трендов в области ритейла:

  1. Покупки в прямом эфире;
  2. Доставка в один день;
  3. Оплата по QR-коду.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в ноябре достиг наивысшего уровня с начала войны

По сути диджитализация, персонализация, скорость и сознательное потребление станут главными трендами 2024 года. Для потребителей – это интересный и удобный опыт покупок, а для ритейлеров – если для глобальных это уже требование, то для украинского рынка – это еще пространство для усиления своих конкурентных преимуществ, - резюмировало издание.