Какой формат ТРЦ устойчив к коронакризису?
В Киеве активно развивается один из популярнейших форматов торговой недвижимости – районные и региональные ТЦ. Эксперты убеждены, что такой формат гораздо более устойчив к локдаунам и другим карантинным ограничениям, в отличие от крупных моллов, которые существенно проседают в товарообороте во время ограничений.
Это объекты небольшой площади (15-25 тыс. кв. м), расположенные в близкой пешеходной доступности в многолюдных микрорайонах, которые предлагают минимальный ассортимент товаров повседневного спроса. Кроме супермаркета, там обязательно будет аптека, оптика, может быть небольшая торговая галерея по электронике, детским товарам, одна-две опции развлечений.
Как отметила директор компании UTG Евгения Локтионова, именно такой формат ТЦ практически не пострадал во время карантина, а наоборот набирает обороты в столице и пригородной зоне. В ближайшие 2-3 года таких магазинов станет гораздо больше.
По ее словам, примерами такого формата могут быть классические районные ТЦ – такие как Smart Plaza Polytech в Киеве или Small в Виннице.
В настоящее время в столице работает восемь ТРЦ регионального формата (с учетом Resrublika, которая на днях откроется) общей площадью 779 381 кв. м, 26 окружных суммарной площадью 596 460 кв. м, а также 28 районного формата площадью 184 119 кв. м.
В Smart Plaza Polytech, например, представлены продуктовый супермаркет, кинотеатр, Новая Почта и Rozetka, химчистка, банки, популярные международные универмаги Pull&Bear, Bershka, операторы электроники. Подобранный качественный tenant mix позволил сохранить нулевую вакантность Smart Plaza Polytech даже во время карантина.
Как правило, районные ТЦ появляются в жилых массивах, в пешей доступности с удобным набором услуг.
«Такой ТЦ устойчив к коронакризису, ведь он у дома, и покупатель не зависит от транспорта. Это обеспечивает ему неизменный поток людей. Кроме того, в нем есть все необходимое для повседневной жизни. Если человеку чего-то будет не хватать, как правило, формат предусматривает опцию доставки – почтоматы «Новой почты», Justin, чтобы было удобно забрать посылки у дома», — пояснила эксперт.
По словам руководителя департамента стратегического консалтинга UTG Константина Олейника, сегодня такие магазины проектируются в каждом новом жилом комплексе столицы, а также в пригороде. Кроме того, такому формату легче всего будет проникать в регионы — особенно в новых ЖК.
«Районный ТЦ также начал появляться в коттеджных городках вокруг Киева, которые сейчас формируются и наращивают объемы. Ранее городки привязывались к инфраструктуре ближайших райцентров. Но пандемия сформировала новый запрос на торговые площади», — отметил Константин Олейник.