Какие тренды доминировали в ритейле в 2024 году: аналитика Inweb (инфографика)

В 2024 году украинский ритейл продолжил трансформироваться под влиянием войны, экономических вызовов и новых технологий. 

Агентство digital-маркетинга Inweb проанализировало, какие тенденции были актуальны в украинском ритейле в 2024 году, передает Retailers.ua. УСТЦ предлагает самое интересное из первой части исследования в своем материале.

Оптимизация цепочек поставок

Во время различных кризисов логистика становится ключевым фактором стабильности для ритейла. Полномасштабная война заставила украинских продавцов переориентировать поставки на внутренний рынок и местных поставщиков, что помогло избежать дефицита товаров.

На полках магазинов появляется все больше украинских товаров и это нравится потребителям. Украинцы все больше поддерживают национальных производителей и выбирают их продукты.

image6 5 | 1

Согласно исследованию, проведенному исследовательской компанией Gradus Research по заказу Министерства экономики Украины в 2024 году, 92% украинцев поддерживают программы, которые стимулируют покупку украинских товаров, а 46% сознательно выбирают продукцию местного производства.

image4 6 | 2

Экономность потребителей

Тренд на бережливость четко прослеживается в исследовании Deloitte, согласно ему, война и другие экономические вызовы заставили украинцев пересмотреть свои расходы и начать экономить на различных категориях товаров.

Больше всего экономят на одежде и обуви (77%), товарах для дома и бытовой химии (73%), а также на косметике и парфюмерии (70%). 

Это свидетельствует о том, что потребители фокусируются в основном на базовых потребностях и пытаются уменьшить расходы на второстепенные категории. Бизнесу стоит сосредоточиться на продажах базовых продуктов или акционных предложениях для потребителей.

image2 7 1 | 3

Омниканальная цифровая адаптация

По данным Офиса по развитию предпринимательства и экспорта, 57% опрошенных экспертов рынка убеждены, что роль «традиционного» магазина меняется.

Обычные физические магазины постепенно превращаются в многофункциональные хабы, где реализуются различные каналы продаж. Они больше не ограничиваются продажей товаров, а становятся частью омниканальной стратегии, где есть как офлайн, так и онлайн процессы.

К таким процессам относится выделение большего пространства для выдачи онлайн-заказов, а также внедрение моделей, подобных drive-thru, где покупатели могут забирать товары, не покидая авто.

Чтобы оставаться на плаву, ритейлеры должны обратить внимание на мобильные приложения и цифровые каталоги, которые делают покупки более удобными для клиентов.

image1 7 | 4

В следующие пять лет ожидается активное развитие так называемых виртуальных шоурумов, где покупатели могут просматривать товары и покупать онлайн.

Растет количество виртуальных магазинов и популярность онлайн-шопинга, так, B2B-платформа Sellers Commerce исследовала, что в 2024 году около трети людей в мире делают покупки онлайн, что приносит отрасли 6 трлн долларов, а уже в 2027 году сумма может вырасти до 8 трлн долларов.

После существенного снижения частоты офлайн-покупок в 2022 году из-за войны и вопросов безопасности, в 2024 году наблюдается восстановление этого сегмента. По данным исследования Deloitte, частота покупок в физических магазинах выросла на 9%. Украинцы чаще всего покупают продукты питания (85%), алкогольные напитки (79%) и товары для дома и бытовую химию (72%).

Фокус на быструю доставку

В 2024 году этот тренд продолжил набирать обороты, по данным Invesp, почти половина покупателей утверждает, что доставка в день заказа повышает вероятность того, что они будут делать покупки онлайн.

Это способствует развитию рынка доставки «день-в-день», стоимость которого, по прогнозам, в 2025 году составит 18,3 миллиарда долларов.

image3 5 | 5

Желание покупателей получать свои покупки как можно быстрее стимулирует компании пересматривать подход к своей логистике, ритейл разрабатывает свои сервисы доставки и склады, которые расположены ближе к клиентам.

Этика и социальная ответственность

В следующем году успешными будут те бренды, которые могут выстраивают прочные эмоциональные связи со своей аудиторией через общие ценности и реальные действия.

Поколение Z и миллениалы ожидают не только качественных товаров, а и преданности брендов социальным и моральным принципам.

Читайте также: ТОП публикаций ТРЦ в соцсетях в октябре 2024 года

По данным сервиса Sprout Social, 72% людей считают, что бренды должны вносить позитивный вклад в общество, 64% хотят, чтобы они использовали свои ресурсы для помощи людям, а 48% ожидают, что бренды будут повышать моральные стандарты.