Как изменился украинский рынок онлайн-ритейла за последние годы - исследование

Украинская компания-разработчик программного обеспечения Devlight обнародовала исследование о состоянии рынка ритейла в Украине и его изменениях в течение нескольких последних лет.

Издание PSM делится результатами исследования, а УСТЦ предлагает главное из него в своем материале.

По словам генерального директора компании Devlight Игоря Полича, исследование не только представляет значение мобильных приложений в современном ритейле, но и подчеркивает, почему так важно обеспечивать исключительный конструктивный опыт для привлечения и удержания клиентов.

Объем рынка и ключевые игроки

По данным отчета, в 2023 году украинцы потратили на товары и услуги через интернет 182 млрд грн. Доля e-commerce в ритейле составила 10%.

Товары онлайн покупают почти 10 млн украинцев, из них 1,5 млн совершили свою первую покупку в интернете в этом году.

3 14 | 1

За последние два года количество интернет-пользователей в Украине снизилось, если в довоенном 2021 году их количество достигало 25,6 млн человек, то в 2022-м цифра равнялась 19 млн (-26%), а в прошлом году - 18 млн (-5%).

Из этого количества интернет покупатели в 2021 году составляли 11 млн человек, в 2022 году лишь 8,5 млн человек (-23%). В прошлом году число выросло до 9,9 млн (+17%).

В первой десятке приложений в категории "Шопинг", по состоянию на май 2024 года, оказались:

  • Temu.
  • Sinsay.
  • Reserved.
  • OLX.
  • AliExpress.
  • Prom.
  • Rozetka.
  • Silpo.
  • Joom.
  • Shafa.

Рейтинг по данным Google Play несколько отличается:

  • Temu.
  • Reserved.
  • Sinsay.
  • OLX.
  • Prom.
  • AliExpress.
  • Joom.
  • Letyshops.
  • Rozetka.
  • Shafa.

Особенности ритейл индустрии

67% опрошенных потребителей, по данным исследования, предпочитают офлайн-покупки, поскольку это позволяет покупателю самостоятельно проверить исправность и качество товара.

В то же время 73% респондентов охотно пользуются онлайн-покупками, в частности, из-за возможности сравнить стоимость товара в разных местах.

За последние два года 62% украинцев увеличили частоту покупок онлайн. 12% начали покупать меньше товаров, а у 26% опрошенных ничего не изменилось.

42% респондентов совершают покупки онлайн ежемесячно, и только 1% их никогда не совершает.

5 2 | 2

Чаще всего украинцы покупают онлайн одежду, косметику, электронику и лекарства. Получают подтверждение о покупках через такие каналы: 

  • Viber (56% опрошенных);
  • электронная почта (50%);
  • смс-рассылка (50%);
  • пуш-уведомления в приложении (28%);
  • звонок от менеджера (20%);
  • Telegram (11%);
  • другое (1%).

При этом самым удобным способом получать подтверждение заказов для украинцев является именно смс-рассылка.

Особенности процесса онлайн-покупок

Наименее удобной платформой для коммуникации со службой поддержки украинцы считают чат-бот, а звонок непосредственно менеджеру компании лучше всего подходит для решения вопросов во время онлайн шопинга, считают 40% украинцев.

51% опрошенных потребителей ответили, что пользовались опцией "купить в один клик". Самой популярной категорией товаров в данном случае стала "еда", далее следуют "спортивный инвентарь одежда" и "электроника".

Впрочем, только 60% опрошенных готовы предоставлять магазинам дополнительные данные о себе, ради получения акций и персонализированных предложений. 86% людей пользуется программами лояльности и бонусами. 

Что касается доставки, чаще всего украинцы заказывают ее на почтовые отделения и почтоматы и выбирают оплату картой при получении товара.

65% людей предпочитает заказы на сайтах через мобильный телефон, 44% выбирает приложения, 39% покупает товары онлайн с помощью компьютера (десктоп), а 24% использует социальные сети.

4 7 | 3

Самые популярные приложения ритейлеров, которые установлены на телефонах украинцев: Розетка, OLX, Aliexpress, Prom и Сильпо.

Рейтинг приложений, которые нравятся опрошенным украинцам больше всего:

  • Розетка (46%);
  • Aliexpress (29%);
  • Tabletki.ua (27%);
  • OLX (26%);
  • Prom (22%);
  • Сільпо (20%);
  • Eva (14%).
7 | 4
8

Читайте также: Наталья Непеина, ТРЦ "City Center": показатели посещаемости почти сразу достигли уровня "до начала вторжения" | Украинский Совет Торговых Центров

В целом удовлетворенность опытом пользования приложениями для онлайн шопинга выразили 73% респондентов.