Как изменилась доля импортных стройматериалов на площадках украинских девелоперов

Доля импортных стройматериалов на площадках украинских девелоперов почти не изменилась с начала полномасштабного вторжения.

Рост в денежном выражении в основном произошел из-за курсовых колебаний, а фактическая доля импортных материалов в строительстве варьируется в зависимости от класса проекта, географии и подходов застройщиков, рассказали девелоперы в материале Property Times.

Анна Лаевская, коммерческий директор компании "Интергал-Буд" отмечает, что в проектах компании 80% материалов и комплектующих имеют украинское происхождение. Импортные товары составляют около 20% и в основном это лифтовое оборудование, поскольку в Украине пока ограничено количество конкурентоспособных производителей этого сегмента, объясняет эксперт.

У нас на строительстве ЖК, гостиниц и клиник доля импортных товаров составляет до 30 %. В большинстве случаев, это отделочные материалы. Все же остальное мы закупаем у украинских производителей и поставщиков, - говорит Марк Марченко, СЕО и основатель SENSAR Development и соучредитель UniClinic.

По словам экспертов, с начала полномасштабной войны доля импорта не сильно изменилась, а кое-где даже снизилась.

С 24 февраля 2022 года эта доля выросла с 20 до 30% - в среднем на 10%. Для сравнения, до начала большой войны она составляла менее 15%, - комментирует Петр Дмитриев, менеджер по снабжению и логистике Greenville.

Владимир Жигман, директор по строительству компании DIM, отмечает, что доля импортных строительных материалов выросла с 12-14% в 2021 году до 23% в 2023 году и достигла почти 25% в 2024 году.

По данным участников рынка, импортные материалы остаются незаменимыми в следующих сегментах:

  • лифтовое оборудование;
  • фасады и теплоизоляция;
  • системы отопления и коммуникаций;
  • оконный профиль, стекло;
  • внутренние сети.

Читайте также: Украинцы назвали рост цен самой большой угрозой для страны - опрос

Эти категории часто не имеют конкурентных аналогов среди украинских производителей из-за ограниченного количества предприятий или специфических требований к качеству продукции.