Как украинский ритейлер азиатских товаров O!Some почти вытеснил с рынка конкурента Miniso

В 2019 году на украинский рынок зашел китайский бренд эмоциональных товаров Miniso. В течение следующих трех лет он планировал открыть 80-90 точек, однако в 2023 году речь идет скорее о выживании, чем о дальнейшем развитии.

Не обошлось и без скандала с другим игроком. Из-за схожего дизайна магазинов сети UsupSo, компания подала на азиатского ритейлера в суд. Наконец, наибольших успехов на фоне споров достиг неожиданный новичок – бренд O!Some. В чем секрет его развития и почему Miniso почти проиграл битву за наш рынок, рассказывает Forbes. Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Суды между Miniso и Usupso

Уже второй год продолжается противостояние двух азиатских ритейлеров – Miniso и Usupso. Бренды сражаются за визуальный стиль вывесок на украинском рынке.

Длительные суды не пошли на пользу ни одному из них. Чтобы выйти из спора, совладелица компании "Атами", являющаяся франчайзи Usupso в Украине, Марианна Самсонова создала новый бренд азиатских товаров O!Some и начала ребрендинг украинских магазинов Usupso.

Вывеску сменили уже 12 из 30 магазинов сети, а стоимость ребрендинга для каждого магазина составляет до 250 тысяч гривен.

Miniso работает по правилам трех Low – Low cost, Low profit и Low price. Ритейлер развивается за счет собственных магазинов и продажи франшиз партнерам-инвесторам в регионах. В настоящее время под вывеской бренда работает более 5500 магазинов в более чем 100 странах мира.

Что касается Usupso, то его франшизу в Украине в 2018 году выкупила компания "Атами", принадлежащая Алле Гайдук, Марии Филимоновой и Марианне Самсоновой. Магазины компании под брендом Usupso со временем открылись в Виннице, Одессе, Львове, Киеве, Днепре, Харькове, Черноморске и Полтаве.

Первое время две азиатские сети не мешали развитию друг друга, однако все изменилось после того, как Usupso выкупили в Киеве пять магазинов, принадлежавших ранее Miniso, говорит Самсонова.

Miniso ответила двумя исками в Хозяйственный суд Киева в 2021 году, суть обоих в том, чтобы признать торговую марку Usupso (ООО "Атами") недействительной. Miniso пыталась запретить использование части SO в названии и дизайне магазинов Usupso, cмайл и иероглифы белого цвета.

Суд первой инстанции полностью удовлетворил это ходатайство, апелляция сочла такое решение недействительным, а кассационный суд снова вернул дело в суд первой инстанции. 

Разрешением спора стал ребрендинг магазинов Usupso в сеть O!Some, рассказывает адвокат и партнер MK Legal Service Сергей Гусев.

Таким образом, второе дело может скоро завершиться при отсутствии состава искового заявления, – объясняет он и добавляет, что первое дело о признании недействительной торговой марки Usupso при этом может длиться годами.

1280h720 10 | 1
1280h720 11 | 2

Появление O!Some

О появлении нового бренда Самсонова сообщила в декабре 2021 года, а в мае того же года была зарегистрирована торговая марка. Заявителем и владельцем бренда стал киевлянин Александр Северинов. Целевая аудитория магазинов O!Some – подростки и их родители. 

Мы работаем на рынке эмоциональных покупок. Нашим конкурентом может быть даже кафе, – рассказывает Ольга Самсонова. 

С начала полномасштабной войны "Атами" открыла шесть новых магазинов, половина из которых на месте, где раньше находился Miniso.

В 2020 году инвестиции в открытие нового магазина составляли 800 долларов на 1 кв. м, сейчас меньше на 20%, – говорит Самсонова. 

Тем временем у Miniso дела резко ухудшились и выручка ритейлера за 2022 год снизилась на 83%, до 19,6 млн. грн. Тем временем у "Атами" показатель хоть и уменьшился на 33,2%, но все равно существенно выше, чем у конкурента – 92,5 млн.

На сайте компании говорится о 16 магазинах в Украине, но это устаревшая информация и действительно ритейлер имеет "два или три магазина" в Киеве и по одному в Ивано-Франковске и Луцке. Интернет магазин не работает в связи с началом войны.

O!Some отчасти отошла от концепции чисто азиатских товаров и уже год дает место на полках и украинским производителям.

Читайте также: "Альянс Ритейл Групп" запустил новую сеть магазинов под брендом Máshket

Ребрендинг пока набирает обороты, но мы уже видим прирост в 12% от показателей Usupso, – говорит Самсонова. 

У O!Some уже 12 магазинов, у Usupso – 18, Miniso с четырьмя точками замыкает тройку. До конца года Самсонова планирует привлечь к ребрендингу все магазины Usupso в Украине и это должно окончательно положить конец судебной волоките.