Как ТРЦ укрепляют экономику Киева: пять ключевых факторов

Несмотря на войну и экономический кризис, ТРЦ в Киеве продолжают обеспечивать значительные налоговые поступления и создавать тысячи рабочих мест. По данным статистики, один крупный торговый центр может трудоустроить более 5000 человек. Таким образом, эти объекты играют важную роль в укреплении экономики. Они имеют стратегическое влияние на рынок ритейла и городскую инфраструктуру. 

Александр Черницкийпредседатель правления Mandarin Plaza Group в колонке для Mind рассмотрел факторы, способствующие росту "влиятельности" ТРЦ в развитии Киева. УСТЦ в своем материале предлагает самое интересное.

Фактор №1: экономический рост и вклад в ВВП

Ритейл и торговые площади играют важную роль в экономическом развитии Киева. Согласно исследованию NAI Global, доля розничной торговли в ВВП Украины составляет 9%а Киев является одним из главных регионов, формирующих этот показатель. Развитие, модернизация и открытие новых ТРЦ способствуют росту товарооборота и стимулируют потребительские расходы, что, в свою очередь, положительно влияет на ВВП города. Кроме того, ТРЦ выступают не только торговыми площадками, но и комплексами, которые предлагают различные услуги, включая развлечения, питание и досуг.

Ритейл и торговые площади являются существенным источником экономического роста для Киева. 

Согласно исследованию NAI Global, доля розничной торговли в ВВП Украины составляет 9%, а Киев является одним из главных регионов, формирующих этот показатель, - отмечает Александр Черницкий.

Развитие и открытие новых ТРЦ повышают товарооборот и стимулируют потребительские расходы, что влияет на ВВП города. 

ТРЦ как экономический драйвер Киева: 5 факторов влияния

Налоговые поступления: ТРЦ обеспечивают стабильные налоговые поступления в местный бюджет, включая налоги на землю и недвижимость, НДС, а также налоги на доходы физических лиц, работающих в центрах.
Мультипликационный эффект для других секторов: увеличение потребительских расходов в ТРЦ стимулирует развитие таких отраслей, как логистика, ресторанный бизнес и сфера развлечений, повышает спрос на рекламные услуги и управление недвижимостью.

Фактор №2: развитие торговли

ТРЦ выступают важными платформами для развития ритейл-бизнеса, предлагая арендные площади как для местных предпринимателей Киева, так и для международных ритейлеров, таких как Zara, IKEA, H&M и др. Благодаря высокому трафику, ритейлеры:

  • получают стабильный поток клиентов, что способствует росту продаж;
  • быстрее занимают рынок и укрепляют позиции своих брендов благодаря регулярным маркетинговым акциям, которые организовывают ТРЦ.

Некоторые эксперты говорят, что офлайн сегодня не имеет такой силы по сравнению с онлайном, но здесь приведу цифры: за 2023 год объем розничной торговли в целом составил 1 819 млрд грн, и из них онлайн-продаж - всего 189 млрд. Украинцы сейчас покупают преимущественно офлайн, - комментирует Черницкий.

Фактор №3: привлечение инвестиций и улучшение инфраструктуры города

ТРЦ в Киеве привлекают инвесторов, что способствует развитию коммерческой недвижимости и созданию тысяч рабочих мест. Такие инвестиции положительно влияют на прилегающие территории, повышая стоимость жилья в районах рядом с ТРЦ.

Кроме того, новые молы нуждаются в лучшей транспортной доступности, что стимулирует развитие дорог, обустройство парковочных зон и остановок общественного транспорта, - добавляет председатель правления Mandarin Plaza Group.

Фактор №4: создание рабочих мест и снижение безработицы

Как уже упоминалось, один крупный ТРЦ в Киеве может трудоустроить более 5000 человекв зависимости от его размера и функциональности. Рабочие места охватывают различные сферы: ритейл, обслуживание, безопасность, логистика, управление недвижимостью, менеджмент, клининг, маркетинг и другие.

Недавно проверял статистику по вакансиям: только в Киеве (ноябрь 2024 года) открыто 1455 вакансий для столичных ТРЦ. Учтите, что в столице запланировано строительство более 50 объектов, а это уже более 200 000 рабочих мест, - отмечает Александр.

Фактор №5: привлекательность для иностранных брендов

Несмотря на вызовы войны, международные бренды все еще заинтересованы в украинском рынке, оценивая долгосрочные перспективы Украины как части европейского рынка и возможности стабилизации. За годы войны в Украину вернулись такие бренды, как Zara, Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti, H&M. 

Мы в холдинге сейчас ведем переговоры еще с рядом известных брендов - например, сегодня уже заводим в Украину флагманский магазин одной из самых известных в мире сетей товаров для дома. Все это будет способствовать международной бизнес-интеграции Украины в целом, и Киева в частности, - говорит Черницкий.

Читайте также: Посещаемость ТЦ заметно растет. В НБУ оценили состояние коммерческой недвижимости в Украине

ТРЦ в Киеве являются важной составляющей экономики города. Эта сфера показывает устойчивость, способствуя стабильности городского бюджета. Также торговые центры способствуют интеграции украинского рынка с международным контекстом, создавая возможности для иностранных инвестиций и партнерства. Во время полномасштабной войны такие связи с западными бизнесами особенно важны - чем больше качественных помещений откроется, тем больше инвестиций будет привлечено в украинский ритейл.