Как кассы самообслуживания повышают эффективность обслуживания: опыт "Обжора"

Организационная эффективность - один из самых актуальных вопросов в розничной торговле, который особенно обострился после полномасштабного вторжения. 

Сеть продуктовых супермаркетов "Обжора" развивается в Одессе - регионе, значительно страдающем от текущей экономической и политической ситуации в стране.

Первые кассы самообслуживания появились в «Обжоре» еще в 2019 году - тогда ритейлер решил использовать оборудование локальной разработки. Однако, внедрение проекта не продемонстрировало запланированных показателей и было поставлено на паузу.

Перезапуск проекта самообслуживания: что изменилось

Для перезапуска проекта в 2021-2022 году был привлечен Центр компетенции SystemGroup/NCR. Обновленный проект начался с подробного аудита планировок и концепций супермаркетов, анализа корзины покупателя, форм оплаты и тому подобное. 

Сегодня в 12 торговых объектах сети магазинов «Обжора» установлено 26 кассовых терминалов самообслуживания.

Основываясь на результатах анализа, было:

  • разработана новая конфигурация и расположение зон самообслуживания
  • подобраны модели касс, оптимальные для данных магазинов, корзины покупателя
  • были определены ключевые показатели (KPI) проекта, критерии его успешности
  • разработан поэтапный план, обеспечивающий достижение целей и плановых показателей 

Основной моделью касс самообслуживания стала NCR серии FastLane SelfServ Checkout 6RLN с приемом безналичных оплат.

image 2024 07 23 10 18 37 | 1

Ее компактные габариты позволили сэкономить торговое пространство, и при этом обеспечить комфорт для типичного портрета покупателей.

Все процессы, связанные с самообслуживанием, были тщательно встроены в общие бизнес-процессы сети. Системы самообслуживания интегрированы с кассовой программой, учетной системой, а также с системой лояльности, используемой в супермаркетах. 

Также, совместно с экспертами Центра компетенции, были сконфигурированы процессы для специфических процедур при самообслуживании: например, логику работы контрольного весового модуля при продаже товаров с нулевым весом, продажи пиццы и т.д. 

Цели и результаты проекта самообслуживания

Основной целью внедрения кассового самообслуживания было повышение бизнес-эффективности в работе с клиентами и персоналом. Ведь инновационные решения, приобретающие все большую популярность среди покупателей, способствуют конкурентоспособности сети и снижают зависимость от персонала.

В результате создания эффективных зон кассового самообслуживания:

  1.  Уменьшились очереди и время ожидания. Самостоятельное сканирование товаров и проведение оплат ускорило процесс обслуживания.
  2. Оптимизирована работа персонала. Кассы самообслуживания позволили разгрузить кассиров и направить их усилия на другие процессы, требующие внимания.
  3. Возросла безопасность и гигиена покупок. Во времена пандемии COVID-19, клиенты стали избегать контакта с другими людьми и отдавать предпочтение самообслуживанию и бесконтактным методам оплаты. Со временем покупатели оценили возможность, и это стало трендом, привычкой и неотъемлемым способом покупок. 
  4. Улучшилось взаимодействие и уровень удовлетворенности клиентами. Все больше современных покупателей отдают предпочтение самостоятельному обслуживанию и считают его более удобным и быстрым. 

Читайте также: Олег Вишняков, Ultramarket: как мы научились работать без света

Кроме профессионального подхода к внедрению проекта, важным элементом успеха стало и сопровождение уже после запуска. Благодаря экспертной поддержке Центра компетенции NCR-SystemGroup, «Обжоре» удалось быстро достичь запланированных KPI. А наличие профессиональной и оперативной сервисной поддержки позволяет обеспечить непрерывную и эффективную работу кассовых зон, даже при привлечении минимума персонала.