Как бизнесу фиксировать убытки и на какие варианты возмещения можно рассчитывать
С начала военного нападения россии на Украину были разрушены десятки торговых объектов, а ущерб ритейлеров уже достигает сотен миллионов долларов. В частности, полностью разрушены ТРЦ и БЦ Retroville, почти полностью разрушен ТРЦ Fabrika. В общей сложности от боевых действий существенно пострадали более полутора десятков торговых центров. Сеть Сільпо потеряла 23 магазина, а Фокстрот понесла убытки на 1 млрд грн (в Гостомеле сгорел центральный склад компании, а также был разграблен или уничтожен российскими снарядами восемь магазинов).
Поэтому вопрос корректной фиксации и последующей процедуры возмещения ущерба сейчас чрезвычайно актуален для украинского бизнеса.
Фиксирование ущерба вместо юбилея
28 марта ТРЦ Fabrika должна была праздновать свою десятую годовщину, но российское военное вторжение изменило планы компании. 7 марта российские войска нанесли удар по ТРЦ, в результате чего здание было почти полностью разрушено — остались обгоревшие стены и металлические конструкции.
«Когда начался пожар, мы вызвали ГСЧС, но оккупанты начали стрелять по ним из БТР и не позволили погасить пожар. ТРЦ Nikolsky пострадал меньше: туда попала ракета, разрушен весь купол, а примерно на 250 кв. м был пожар. Сейчас мы, как и многие другие, фиксируем ущерб и составляем акты. Делать это очень сложно, поскольку ситуация в обоих регионах достаточно напряженная, но наши коллеги вместе с техническими специалистами прилагают все возможные усилия», — рассказывает директор юридического департамента Budhouse Group, которой принадлежит ТРЦ Fabrika и ТРЦ Nikolsky, Марин Балев.
По словам Марина, в настоящее время компания еще не определилась, каким путем пойдет на предоставление возмещения ущерба — через международный процесс или через уголовный процесс украинского законодательства. Оба пострадавших ТРЦ компании находятся в ипотеке, поэтому Budhouse Group имеет достаточно доказательной базы стоимости объектов, поскольку перед подписанием договоров ипотеки была проведена их тщательная оценка.
«Вариант, который могут попробовать все — подать заявление в страховую компанию. Понятно, что повреждение объекта из-за военных действий — это форс мажор, и будет много отказов. Но, возможно, позже будут созданы какие-то специальные фонды, и что-то, все же, будет возмещено», — советует Марин Балев.
Не страховой случай
Наступление страхового случая на территории, где действует военное состояние, теоретически не является основанием для отказа в страховой выплате. Однако большинство страховых компаний не возмещают ущерб в результате военных действий, поскольку это считается форс-мажором. Хотя есть и исключение: например, СК «Арсенал-Страхование» собирает и фиксирует информацию от клиентов об ущербе, связанном с военными действиями, рассчитывая, что после завершения войны будет возможность получить преференции от государства и покрыть эти убытки.
Юрист адвокатского объединения Aver lex Олег Ионицей-Доценко подтверждает, что обычные виды страхования не покрывают ущерб, причиненный во время военных действий — обстрелы, бомбардировки и т.д., поскольку последние, как правило, являются исключениями в стандартных договорах страхования. Но в любом случае он советует внимательно проверить договор страхования, так как, возможно, эти случаи в нем не определены как исключения.
Как фиксировать убытки и куда обращаться за компенсацией
Государство и правительство уже анонсируют программы восстановления Украины и компенсации убытков. Эти программы находятся на этапе разработки, но вопросом фиксации ущерба из-за военного нападения россии нужно заниматься уже сейчас.
Адвокат и управляющий партнер юридической компании Gentls Олег Громовой отмечает, что ритейлеры, производители и поставщики могут рассчитывать на возмещение стоимости утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества, а также упущенной выгоды. Также будут возмещаться потери предприятий от неоплаченных товаров работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях. Это предусмотрено порядком определения ущерба, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии рф, утвержденным постановлением КМУ №326 от 20 марта 2022 года.
А определение ущерба и убытков предприятий будет осуществляться в соответствии с методикой, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции. Ответственными за определение ущерба определены областные, Киевская городская государственные администрации.
Об этом говорит старший юрист Sayenko Kharenko Тарас Бондаренко. По его мнению, пока нет официальной методики определения ущерба пострадавшие предприятия должны делать это по обычной схеме:
- в первую очередь собрать все правоустанавливающие документы, договоры аренды, технические паспорта, выписки из реестров, платежные поручения, технический паспорт на здание и т.п.;
- если аварийную ситуацию устраняли силы ГСЧС, необходимо иметь копию соответствующего акта об аварийной ситуации;
- найти свидетелей происшествия и зафиксировать их контакты для возможного привлечения для судебного разбирательства;
- собрать информацию о дате, времени обстоятельств повреждения, фото и видеофиксацию (в том числе из публичных источников);
- при возможности составить собственными силами акт обследования и зафиксировать повреждения с привлечением максимального количества должностных лиц предприятия и свидетелей;
- провести экспертную оценку ущерба, нанесенного имуществу, а также провести техническое обследование зданий;
- провести инвентаризацию в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Украины от 02.09.2014 №879 «Об утверждении положения об инвентаризации активов и обязательств»;
- зафиксировать упущенную выгоду во внутренних документах компании;
- написать заявление в полицию о факте причинения вреда имуществу и получить выписку из реестра досудебных расследований;
- зафиксировать факт повреждений с помощью приложения ДІЯ;
- обратиться в областную, Киевскую городскую государственную администрацию с запросом о подтверждении факта чрезвычайного происшествия и пригласить их представителей для фиксации убытков.
Тарас Бондаренко отмечает, что согласно международной практике и истории есть три потенциальных механизма возмещения ущерба:
- Возмещение страной-агрессором ущерба по решению международных судов, за счет международных арестованных активов. Для этого может быть создан специальный фонд и разработана процедура реализации арестованного имущества. Однако следует учитывать, что из Европейской конвенции по правам человека россия вышла 16 марта 2022 года. Все события, происшедшие до этой даты, могут быть рассмотрены Европейским судом по правам человека. Но, как отмечает Тарас, необходимо понимать, что, хотя все эти дела в ЕСПЧ страна-агрессор точно проиграет, есть большие сомнения, что она выплатит компенсации.
- Возмещение ущерба, нанесенного уголовным правонарушением по решению внутренних судов. Этот механизм также маловероятен, поскольку виновные — граждане россии, которые, вероятно, ничего возмещать не будут. Но это может быть хорошим фактом фиксации ущерба, понесенного предприятием.
- Возмещение правительством Украины из средств госбюджета, внешних поступлений и арестованного имущества страны агрессора. По мнению Тараса Бондаренко, это самый реальный механизм, который будет работать. В первом чтении уже принят закон, в котором заложены именно такие механизмы возмещения. В соответствии с ним государство компенсирует физическому лицу ущерб в результате военных действий, а физическое лицо заключает с государством соглашение на право государства требовать от страны-агрессора в международных инстанциях возмещать ущерб. Для юридических лиц механизм будет аналогичен.
Как на практике
В марте в результате попадания ракеты в ТРЦ Retroville пострадал один из крупнейших и лучших магазинов Novus, а также практически полностью уничтожен центральный офис компании, который располагался в офисном здании БЦ Retroville с третьего по седьмой этаж.
«Когда ночью приходит сообщение, что здание, принадлежащее вашей компании, разрушено, то времени на ознакомление с международным опытом нет. Поэтому я рекомендую к этому быть готовым всем и очень внимательно подойти к вопросу фиксации ущерба даже тем, кто с этим сейчас не столкнулся», — говорит директор юридического департамента Novus Максим Бугаев.
Главной задачей компании Novus является фиксация убытков, где очень важным доказательством является, в частности, фото- и видео-фиксация. Для этого, по совету Максима Бугаева, следует использовать специальную программу eyeWitness to Atrocities, которая добавляет в метаданные информацию о времени и дате создания фото и видео и автоматически выгружает все файлы на защищенные серверы. Эта программа уже использовалась в судебных процессах по возмещению ущерба из-за войны в Анголе, некоторых странах Африки, в Косово и на Донбассе. А фото и видео, сделанные с помощью этого приложения, признаются как надлежащее доказательство, которое не было поддельным.
Также Максим советует заранее определить ответственных лиц, которые будут заниматься фиксацией ущерба. А в случае повреждения имущества из-за военных действий, использовать общий подход к фиксации повреждений: фиксировать как детали поврежденного имущества, так и общие планы помещения, чтобы через привязку к легко узнаваемым объектам показать, что это имущество действительно там находилось.
С просьбой о фиксации ущерба можно обратиться в Торгово-промышленную палату, которая делает детальные акты с фото-фиксацией и устанавливает определенные события. Эти документы могут являться дополнительным доказательством в процессе рассмотрения дела о возмещении ущерба.
Сейчас компания Novus находится в процессе сбора и фиксации убытков, но параллельно работают над тем, что делать дальше. В компании не рассчитывают, что процедура компенсации за счет государственных фондов будет быстро утверждена и доступна всем. К примеру, в Ираке прошло 30 лет с момента завершения военного конфликта и до момента, когда пострадавшие смогли получать определенные возмещения.
«Проанализировав ситуацию, мы решили пойти отдельным путем и выделили для себя следующие этапы: с помощью иностранных коллег найти за границей имущество российской федерации, на которое мы можем достаточно легко обратить взыскание, получим арест этого имущества, в результате судебного процесса в Украине или за границей обратить взыскание на арестованное под этот процесс имущество. Это наша примерная схема», — детализируют в Novus.
По словам Максима, это не дешевый вариант, но в случае, когда ущерб достигает десятки миллионов евро, попробовать стоит.