Виды договоров и антирейдерские предохранители: эксперт рассказал о правовых аспектах управления коммерческой недвижимостью
Несмотря на полномасштабную войну, эффективное и безопасное управление объектами коммерческой недвижимости, в том числе торговыми, до сих пор остается актуальным вопросом для собственников и управителей.
Согласно статистическим данным Украинского Совета Торговых Центров, динамика спроса на пользование коммерческой недвижимостью в течение 2023 года довольно положительная, особенно в западных областях.
Тож керуючий адвокатським бюро Lotysh & Partners Андрей Лотыш в колонке Commercial Property рассказал о правовых аспектах управления коммерческой недвижимостью. УСТЦ предлагает главное из материала.
Профессиональное управление недвижимостью
По словам эксперта, привлечение посторонних лиц для управления собственными активами обычно осуществляется при следующих обстоятельствах:
- если объект не приносит ожидаемый доход;
- если актив приносит определенные финансовые доходы, но в его обслуживание вкладывается слишком много времени и ресурсов;
- если владелец по каким-либо причинам не хочет или не может самостоятельно управлять объектом и стремится получать стабильный пассивный доход.
Так что профессиональное управление коммерческой недвижимостью это прежде всего инструмент увеличения капитализации и доходности объекта.
Под словом "профессиональное" подразумевается привлечение управляющей компании, со специализированным опытом работы в указанной отрасли.
Самые распространенные варианты управления недвижимостью
Эксперт выделил два основных, наиболее распространенных варианта управления недвижимым имуществом, а именно:
- заключение договоров управления объектами недвижимости;
- заключение договоров аренды/субаренды нежилых помещений.
Договоры управления коммерческой недвижимостью
Согласно Гражданскому кодексу Украины, по договору управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой (управителю) на определенный срок имущество в управление, согласно соответствующему договору.
Управляющий, в свою очередь, обязуется от своего имени управлять этим имуществом в интересах установщика управления или указанного им лица за оплату.
Другими словами, договор управления коммерческой недвижимостью – это договор, по которому собственник передает управляющему соответствующий объект недвижимого имущества, обычно вместе с земельным участком, на котором расположено имущество, в управление на согласованный сторонами период времени, – объясняет Андрей Лотыш.
Согласно положениям действующего законодательства Украины (гл. 70 ГК Украины) существует два вида договора управления имуществом:
- договор, удостоверяющий возникновение у управляющего права доверительной собственности на полученное в управление имущества;
- договор, не удостоверяющий возникновение у управляющего права доверительной собственности на полученное в управление имущества.
Юрист отмечает, что все договоры управления недвижимостью подлежат нотариальному заверению и государственной регистрации в обязательном порядке. Срок действия таких документов определяется по взаимному согласию сторон, если стороны не определить срок, по умолчанию он будет составлять пять лет.
Обратите внимание, что в случае продажи владельцем коммерческой недвижимости, находящейся в управлении, новым установщиком автоматически становится покупатель объекта.
Управителем недвижимости будет тоже самое лицо, которое указано в договоре управления. Действие договора останавливается только в том случае, если новый собственник получил это имущество в результате взыскания.
Договоры аренды/субаренды коммерческой недвижимости
Еще одним вариантом передачи коммерческой недвижимости в управление является заключение договора аренды имущества. Согласно ему, владелец передает объект во временное пользование одному или нескольким доверенным лицам за минимальную плату на определенный срок.
В дальнейшем такие "арендаторы-управители" передают недвижимость в фактическое субвладение и пользование на рыночных платных условиях третьим лицам – субарендаторам (согласно заключенным договорам субаренды помещений), - отмечает эксперт.
В таком случае сторонами договора могут быть как физические лица-предприниматели, так и юридические лица.
Если вы решили заключать договор аренды или субаренды, не забудьте об обязательных существенных условиях, а именно:
- объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);
- срок, на который заключается договор аренды;
- арендная плата с учетом ее индексации;
- порядок использования амортизационных отчислений;
- восстановление арендованного имущества;
- условия его возврата или выкупа.
Срок действия договора также определяется по соглашению сторон. В случае отсутствия заявления одной из сторон о прекращении или изменении условий договора аренды в течение одного месяца после окончания срока действия документа он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором при заключении.
В то же время, отмечает юрист, если договор заключается более чем на три года, он должен быть нотариально удостоверен и требует государственной регистрации.
В контексте аренды коммерческой недвижимости этот вопрос очень актуален, ведь в большинстве случаев арендаторы (суборендари) заинтересованы в передаче им помещений на длительные периоды, поскольку они вкладывают немалые финансовые ресурсы на осуществление улучшений имущества, закупку соответствующего оборудования, развитие и продвижение бизнеса с привязкой к арендованному объекту коммерческой недвижимости, - говорится в колонке.
В случае продажи владельцем недвижимости, находящейся в аренде/субаренде, новый владелец получает все права и обязанности наймодателя.
Антирейдерские предохранители
Недобросовестные управляющие или арендаторы/суборендары нередко используют заключенные соглашения для незаконного завладения объектами недвижимости.
Действуют мошенники через так называемые "слабые" юридические положения договора, сначала в судебном переоформляют на себя право собственности, затем оформляют на третьих лиц или используют другие способы. рейдерского захвата.
Во избежание таких ситуаций владельца помещений советуют использовать следующие наработанные действенные антирейдерские предохранители:
- построение безопасной структуры сделки;
- наложение обременений и запретов на недвижимое имущество посредством соответствующих сделок или судебных решений;
- наличие в договорах аренды/субаренды установленного запрета на оформление по нанимателю права собственности на совершенные улучшения за время пользования объектом;
- установление значительных штрафных санкций в случаях недобросовестного управления или использования имущества;
- возможность досрочного расторжения владельцем договоров при любых злоупотреблениях со стороны управляющего или нанимателя;
- обеспечение выполнения обязанностей управляющего или нанимателя путем оформления отдельных гарантий банка, страховых компаний или других банков;
- использование краткосрочных соглашений с правом продления срока действия при наличии согласия владельца помещения.
Читайте также: Совладелица "Эпицентр" хочет купить польского производителя пластиковой тары
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації