Влияние пандемии на трансформацию торговой недвижимости

COVID-19 в значительной степени повлиял на привлекательность для инвесторов торгового сегмента, поскольку в периоды локдаунов ТРЦ либо вообще не работали, либо работали в ограниченном режиме. Тогда арендаторы торговых центров покрывали только операционные расходы и не платили аренду вообще или платили только процент от оборота. Кроме того, с открытием крупных мегамоллов общее предложение ТРЦ в Киеве сегодня составляет 1,5 млн кв. м, или около 510 кв. м на 1 000 жителей (например, в Варшаве этот показатель составляет 600 кв. м на 1 000 жителей, в Будапеште и Праге – 800 кв. м на 1 000 жителей). Это свидетельствует о том, что рынок торговой недвижимости в Киеве близок к насыщению.

zlote tarasy6 | 2
ТРЦ Złote Tarasy в Варшаве

Среди крупнейших торговых объектов, вышедших на рынок в течение 2021 года, стоит отметить ТРЦ Respublika Park (GLA – 135 тыс. кв. м), являющийся сегодня одним из крупнейших подобных объектов в стране. Также на рынке есть несколько крупных объектов, находящихся на стадии проектирования или строительства (один из них – Ocean Mall, GLA 110 тыс. кв. м).

oushn moll | 3
ТРЦ Ocean Mall

«Введение каждого крупного объекта на рынок на время притормозит восстановление или рост арендных ставок», – отмечает Ярослав Горбушко, директор департамента рынков капитала CBRE Ukraine.

В регионах же ниша качественных торговых центров остается незаполненной даже в городах-миллионниках. Яркий пример – открытие нового ТРЦ Nikolsky в Харькове, который по посещаемости существенно превзошел даже самые оптимистичные ожидания владельца ТРЦ и экспертов рынка.

nikolskij5 1 | 4
ТРЦ Nikolsky

«Следует добавить, что на привлекательность торгового сегмента влияют также устойчивое развитие, e-commerce, тренд омниканальности и дальнейшее формирование у конечного потребителя привычки покупать онлайн. В целом, рынок торговой недвижимости сейчас проходит определенную стадию внутренней трансформации», – уверен Ярослав Горбушко.

Из положительных моментов Ярослав отмечает, что походы в ТРЦ стали более целевыми, а конверсия (соотношение количества посетителей торгового объекта и числа транзакций) и средний чек выросли. В целом торговая недвижимость до сих пор находится в зоне внимания инвесторов.

Настроения инвесторов

Девелоперы торговой недвижимости готовы развиваться в регионах и уже активно планируют строительство новых объектов. Так, например, Budhouse Group в течении следующих лет планирует открыть новые торговые объекты в Запорожье и Одессе, а в этом году ввела в эксплуатацию ТРЦ Nikolsky в Харькове. «Эпицентр» К заявил о выходе на рынок полноформатных ТЦ и уже активно воплощает намерение построить во Львове ТРЦ «Эпицентр» нового формата с развлекательной составляющей площадью более 50 тыс. кв. м.

Источник