Виктор Средний, EVA: о форматах в ТРЦ, новых концепциях и возобновлении работы после деоккупации

Операционный директор сети магазинов EVA Виктор Средний в интервью NV рассказал о новой концепции "Женская энергия", магазинах в прифронтовых регионах, работе в новых реалиях, формате shop-in-shop и другом.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из разговора в своем материале.

Начало полномасштабной войны

Виктор Средний рассказывает, что полномасштабное вторжение рф не было неожиданностью для компании и понимание того, что что-то может произойти, пришло еще в середине января 2022 года.

Команда EVA разрабатывала сценарии работы, создавала запасы, вносила изменения в определенные операционные вещи, которые должны помочь магазинам работать стабильно.

Разрабатывался даже самый худший сценарий, который предусматривал работу при полном отключении связи и коллапсе банковской системы.

Первые несколько недель после начала войны все планы развития были заморожены, однако ритейлер все же открыл в начале марта новый магазин в Белой Церкви, поскольку он был уже полностью готов к запуску. На тот момент российская армия находилась недалеко от столицы и это был немалый риск.

При открытии магазина мы всегда руководствуемся двумя вещами. Это безопасность для персонала и посетителей. Если сотрудники не готовы работать или видим, что это очень рискованно, мы этого не делаем. И второе – наличие спроса, то есть людей, которым нужен этот товар. В Белой Церкви были оба фактора и мы открылись, ничего плохого, слава Богу, не произошло. Магазин показывает хорошие результаты продаж, – рассказывает операционный директор сети.

За весь 2022 военный год компания открыла около 26 магазинов. Многие пришлось закрыть. Магазины EVA были в Мариуполе, Бердянске, Мелитополе, в период оккупации не работали также магазины в Херсоне, однако после освобождения их работу возобновили.

Ритейлер возобновил работу более 50 магазинов, 29 из которых пережили оккупацию. 7 вернули к работе в этом году и 22 – в прошлом.

749007da9401c5d3bfa713133bc1afcf | 1
Магазин в Мариуполе

Сколько стоит переоткрытие магазина после деоккупации?

Спикер рассказывает, что новый крупный магазин стоит до 10 миллионов гривен, меньший — 5-7 миллионов. Если речь идет о находящемся в оккупации магазине, то стоимость зависит от состояния помещения.

Иногда оно в хорошем состоянии и не требует затрат на ремонт, однако во всех магазинах был потерян товар и большинство все же было повреждено. Так что на восстановление нужны миллионы гривен.

Нам в первую очередь важна безопасность. Учитываем возможность прямых артиллерийских обстрелов. Если мы видим, что Константиновку в Донецкой области могут обстреливать, то не открываем там магазины и они не работают, - рассказывает Виктор Средний.

В Краматорске ситуация другая, он расположен чуть дальше линии фронта и может быть атакован только ракетами, так же как и любой город в Украине. Такая же ситуация и в Харькове, где открылись почти все магазины, кроме нескольких, с владельцами помещений которых не удалось договориться.

Всего в Харькове расположено более 50 магазинов сети в Херсоні их 9, еще около 5-6 не открыты, поскольку они расположены в опасной зоне. Важно, чтобы у магазина было укрытие, где может спрятаться персонал.

Экономическая целесообразность

Операционный директор отмечает, что выгоды от такой работы почти нет и работа в прифронтовых городах выполняет социальную миссию.

Даже Херсон для нас неприбылен сейчас. Но понимаем, что должны быть рядом с нашими потребителями. Люди вернутся, наступит мир, и мы будем работать дальше, – добавляет он.

Что касается логистики в таких городах, Виктор Средний объясняет, что слишком частые поставки не нужны, поскольку магазины продают значительно меньше, чем до войны. Где-то снижение составляет около 30%, где-то половину от оборота, а где-то еще больше.

Пытаемся найти понимание с арендодателями, чтобы они снижали ставки, и это достаточно непростая история. Однако в большинстве своем нам все же идут навстречу. Иногда даже вынуждены закрыться, потому что арендодатель считает, что в городе, как, например, в Харькове или Херсоне — "совершенно безопасно и все люди уже вернулись" и, руководствуясь этим своим личным устойчивым убеждением, хотят получить полную сумму аренды, которая была до войны. Таких примеров немного, но есть, – добавляет спикер.

Компенсация

Украинцы, жилье которых было разрушено агрессором, могут получить компенсацию от государства. Однако для бизнеса такой возможности, к сожалению, нет.

Виктор Средний отмечает, что сети ни разу не возмещали никаких убытков. Иногда арендодатели делают ремонт за свой счет, иногда сама компания, а иногда это было общее решение.

При этом ритейлер собирает информацию обо всех потерях для получения компенсации в будущем.

Конечно. Все те магазины, которые были разграблены, уничтожены, сожжены – это потери наших материально-технических ценностей, и мы не можем их просто так списать. Мы собираем все документы. Очень надеемся, что в свое время состоится суд над страной-агрессоркой, и потребовать от России компенсации этого ущерба.

Новые форматы

В Виннице открылся первый магазин EVA в новом концепте "Женская энергия". Этот концепт был разработан еще до полномасштабной войны, поскольку основной формат сети несколько устарел. 

У ритейлера также есть формат EVA Beauty Lab, однако он больше сфокусирован на продаже товаров по уходу и красоте, там нет товаров для дома. 

Мы хотели создать что-то инновационное, современное, энергичное, включающее все категории товаров. Так родился концепт "Женская энергия" — в магазинах разные категории товаров обозначены цветами. Черный — это все, что связано с красотой, уходом, бьюти. Пастельный, желтый, бежевый - с товарами по уходу за домом, - отмечает Средний.

Первый магазин в Виннице показал хорошие результаты, и сеть начала масштабировать этот концепт. Пока в нем работает уже более 30 магазинов, еще 20 планируется открыть до конца года. Переоборудование одной точки стоит около 3 млн. грн.

Ассортимент отличается несущественно, однако различия есть. Так, в магазинах формата "Женская энергия" в торговых центрах функционируют детский уголок, сервисные зоны - зона тестирования кожи, ухода за волосами, где работают профессиональные консультанты.

Плана провести ребрендинг всей сети из более чем тысячи магазинов - нет. Новые открываются уже в обновленном формате или производится ремонт в существующих точках, которые находятся в неудовлетворительном состоянии.

Также сеть планирует открывать новые точки в формате EVA Beauty Lab, такие магазины будут появляться в центральных локациях и ТРЦ.

Также у нас есть новый проект – создание обособленных отделов с дерматокосметикой в ​​наших магазинах, и его мы реализуем совместно с партнером – компанией L’Oréal. Пилотный проект уже открылся в нашем магазине на Европейской площади в Днепре, – отметил операционный директор.

537bfe2a48e31fc3ac21b8bfda659f5a | 2

О миграции населения

Немалая численность населения осела в двух украинских городах - Киеве и Львове. Это влияет на развитие EVA и за последние два года в столице и Львове было открыто немало точек, некоторые из которых, в тех ТРЦ, куда раньше попасть не удавалось.

Однако для ритейлера важны не только Киев и Львов. К примеру, три недели назад представители сети посещали Херсон и им понравилась локация для нового магазина. В стратегии не прописано развитие только на западе, оценивается количество потенциальных покупателей, потенциал района и локации.

Читайте также: Как украинский ритейлер азиатских товаров O!Some почти вытеснил с рынка конкурента Miniso

По опыту Херсона могу сказать, что мы идем буквально за разминированием, в первых рядах. Скорее других открываются продуктовики, новая почта и EVA. Однако всегда учитываем вопросы безопасности, изучаем есть ли персонал. Почти со всеми коллегами, даже находящимися на оккупированных территориях, стараемся все время поддерживать связь. Они все ждут возобновления работы магазинов EVA, - резюмировал Виктор Средний.