Посетитель ТРЦ во время войны: что изменилось?

Война многое изменила в покупательном поведении людей. Это касается также поведения посетителей торговых центров. Компания Budhouse Group регулярно проводит опрос посетителей своих ТРЦ. Это позволяет сравнить результаты с данными довоенных опросов и сделать выводы об изменении покупательского поведения посетителей. Последнее такое исследование было сделано в августе 2023 г. Исследование проводилось впервые с начала полномасштабного вторжения рф в Украину. 

Украинский Совет Торговых Центров делится полученными результатами исследования Budhouse Group.

Целевой покупатель

Один из главных выводов исследования – посетители становятся более целевыми. На это указывает ряд индикаторов – количество посещаемых магазинов, продолжительность визита, часть случайных посетителей ТЦ, конверсия посетителей-покупатель. Так, конверсия (доля покупателей среди посетителей) увеличилась на 5%, а продолжительность визита наоборот уменьшилась на 11%. Также существенно (на 30%) уменьшилось количество торговых точек, которые клиент посетил при том, что цель визита в ТРЦ осталась прежней. На 10% увеличилась доля посетителей, планировавших визит. 

Люди стали более направленно посещать ТЦ. Они знают, за чем идут, что именно им нужно, в каких магазинах есть необходимый товар. доля людей, пришедших в ТЦ просто провести время, существенно снизилась. Вероятно, это связано с постоянными воздушными тревогами, а также с ощущением опасности из-за постоянных обстрелов, - комментирует Максим Гаврюшин, операционный директор Budhouse Group 

Более целевой характер посещений способствует тому, что частота посещений не уменьшилась, даже наоборот – те же люди стали посещать ТЦ значительно (в 1,5 раза) чаще. Среди причин, которые посетители указывают как факторы, мешающие посещать ТЦ чаще, наиболее важны воздушные тревоги, отсутствие настроения для шопинга и развлечений, и нехватка средств. На порядок меньше людей стали посещать мероприятия в ТРЦ.

Портрет посетителя

Номинально у посетителей не треть вырос совокупный семейный доход, правда, из-за определенных инфляционных процессов это не изменило самооценку материального положения семьи и не привело к соответствующему росту суммы среднего чека покупки в ТРЦ. Тем не менее, несмотря на 2 год войны, существенного ухудшения материального состояния посетителей ТЦ не произошло. Существенно изменилась возрастная структура посетителей – увеличилась доля молодежи до 24 лет за счет уменьшения доли людей 30-50 лет.

Дмитрий Топольсков, руководитель исследовательской компании Ukrainian Research Bureau (URB), Глава Исследовательской группы Украинского Совета Торговых Центров:

Около 8 млн наших соотечественников выехали заграницу. Кроме того, имеет место внутренняя миграция в направлении западных регионов. Благодаря этому торговые центры восточных и центральных регионов Украины потеряли почти треть своих клиентов (в западных регионах ситуация несколько иная). Неудивительно, что это влияет на изменение возрастной структуры посетителей. 

Что покупают?

В структуре израсходованных в ТРЦ средств увеличилась доля продуктов питания, средств потраченных на здоровье. Значительно уменьшилась доля средств, потраченных на одежду и обувь, детские товары, развлечения, рестораны. Если раньше главной целью посещения ТЦ были одежда и обувь (около 45-50%), то теперь эти товары называют целью посещения только треть посетителей. 

Воздействие онлайна

Среди гостей ТРЦ существенно (в 1,5 раза) возросла частота заказов и покупок в интернете. Рост частоты покупок в интернет-магазинах частично обусловлен закрытыми дверями некоторых магазинов. Эта тенденция продолжается с довоенных времен и усилилась во время карантинных ограничений работы ритейла. Также на 17% возрос размер среднего чека при совершении покупки в интернет-магазине. Но доля людей, использующих только офлайн канал приобретения товаров остается неизменной – более 60%. Как и доля людей, которые сначала ищут товар в Интернете, а затем покупают в магазине (17-20%).

Социальные сети

Посетители все больше погружаются в социальные сети. Но если доля зарегистрированных в сети ВКонтакте продолжает уменьшаться, то значительно вырос процент тех, кто зарегистрирован в YouTube, Telegram и Tik-Tok. Наибольшие темпы роста среди посетителей ТЦ демонстрирует Тик-Ток. Доля людей, зарегистрированных в этой сети, увеличилась вдвое. Наверное, это связано также с изменениями в возрастной структуре посетителей. Теперь у 30-40% посетителей есть аккаунт в Тик-Ток. До войны эта доля составляла около 20%. 

Читайте также: Виды договоров и антирейдерские предохранители: эксперт рассказал о правовых аспектах управления коммерческой недвижимостью

Дмитрий Топольсков: "Итак рынок торговых центров и ритейла Украины проявил чудеса стрессоустойчивости в течение войны, что кстати, подтверждается данными Индекса Самочувствия Ритейла (RWBI), который разрабатывает Совет Торговых Центров Украины. Война уменьшила имеющееся количество клиентов, заставила некоторые розничные сети временно прекратить работу, но не повлекла за собой рост вакантности или ротации арендаторов в ТРЦ. Поэтому качественно целевая аудитория не изменилась, хотя ее поведение корректируется текущей ситуацией. Эти выводы полезно сравнить с результатами исследований в других ТРЦ. Так что приглашаем коллег поделиться своими данными исследований и присоединиться к дискуссии".