Вадим Лысюк, "Цитрус": о потере магазинов, экспериментах с форматами и основных этапах развития

Генеральный директор сети магазинов техники и электроники "Цитрус" Вадим Лысюк по случаю 23-летия компании рассказал об убытках, спросе, экспериментах с форматами и работе в условиях ракетной опасности.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из его интервью.

Основные этапы развития "Цитрус"

Самым знаковым событием СЕО назвал рождение компании в 2000 году. Уже в 2006 "Цитрус" открыл call-центр и запустил собственный интернет-магазин.

В 2010 году кампания первой на украинском рынке запустила магазин с открытой выкладкой, которую потом начали копировать конкуренты.

В 2014-м у нас появилась категория "электротранспорт", и мы начали знакомить украинцев с этим новым, на тот момент, видом транспорта. И, опять же, мы были первыми в этом. Также в том году мы привезли в Украину смартфоны Xiaomi и Meizu и вообще изменили представление рынка о товарах "Made in China".

В 2016 году "Цитрус" стал национальным рителером и открыл свой первый сервисный центр. Сейчас сеть состоит из 68 торговых точек и насчитывает более 2000 работников.

Изменения за год полномасштабной войны

Глобально - ничего не изменилось, уверен Вадим Лысюк.

Мы, как и все бизнесы, адаптировались к новой реальности: перенастроили логистику, немного изменили вектор общения с аудиторией, переписали стратегии. За этими процессами стоит напряженный труд коллектива, который не виден снаружи.

Компания потеряла все свои магазины в Херсоне, торговые точки в Харькове сильно пострадали, но их работу уже восстановили. Также был потерян товар на миллионы гривен.

По мнению гендиректора, выжить компании помогло умение быстро и оперативно адаптироваться к изменениям. В первые месяцы вторжения работа офиса была полностью переведена в онлайн без потери производительности.

Уже в начале марта 2022 года открыли первые магазины, переформатировали процесс закупки, оптимизировали процессы внешней и внутренней логистики.

Приоритеты развития на 2023 год

Приоритетом для компании остаются покупатели и новейшие технологии в быту и общении.

"Цитрус" занимается улучшением своего приложения, совершенствует сайт и параллельно открывает новые магазины, особенно в тех городах, где их еще не было.

Из 68 работающих магазинов около 10 были открыты после 24 февраля 2022 года. Это торговые точки в Житомире, Львове, Хмельницком, Тернополе, Киеве, Одессе и др. До конца года планируем открыть еще, но где именно - будет сюрприз.

В начале года сеть открыла магазин мини-формата в Одессе. Точка является вторым магазином "Цитрус" в такой концепции, первый открыли в Белой Церкви. Для Одессы это решение приняли для удобства клиентов, поскольку магазин мини-формата часто используют как точку выдачи интернет-заказов. Он работает еще в тестовом режиме.

Эксперимент со стилизованным "Цитрусом" во Львове

Именно во Львове компания имеет несколько необычных магазинов, один располагается в историческом здании, особенности которого вписали в интерьер, второй - украшен большим шестиметровым украинским орнаментом; третий - имеет собственный аутентичный украинский стиль.

В других городах мы пока экспериментируем только с размерами и наполнениями, но не исключаем, что там могут появиться и свои уникальные магазины "Цитрус".

photo 2023 03 06 17 57 25 1 | 1

Логистические проблемы во время войны

Прежде всего компании пришлось полностью менять морскую логистику из-за остановки украинских портов.

Сначала перенаправляли грузы в порты Румынии, но оказалось, что у них небольшая пропускная способность, сложная процедура растаможки и большие очереди грузовиков на границе.

Из-за этого ритейлер столкнулся с задержками поставок, для решения проблемы задействовали другие европейские порты. Приходится также использовать европейские аэропорты и дальше планировать наземную доставку.

Потребительский спрос и поведение покупателей

В течение года показатели были нестабильными и часто ситуативными.

Например, осенью и зимой из-за частых массированных обстрелов критической инфраструктуры взлетели продажи зарядных станций и павербанков.

Также из-за этого изменилось поведение покупателей в период Черной пятницы: обычно люди покупали, например, телевизоры, а в этом году из-за блэкаутов эта категория существенно "просела". Но если оценивать и сравнивать количество продаж в штуках - нет кардинального отличия от показателей 2021 года. 

Ассоциация ритейлеров Украины