Вадим Лысюк, "Цитрус": о потере магазинов, экспериментах с форматами и основных этапах развития
Генеральный директор сети магазинов техники и электроники "Цитрус" Вадим Лысюк по случаю 23-летия компании рассказал об убытках, спросе, экспериментах с форматами и работе в условиях ракетной опасности.
Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из его интервью.
Основные этапы развития "Цитрус"
Самым знаковым событием СЕО назвал рождение компании в 2000 году. Уже в 2006 "Цитрус" открыл call-центр и запустил собственный интернет-магазин.
В 2010 году кампания первой на украинском рынке запустила магазин с открытой выкладкой, которую потом начали копировать конкуренты.
В 2014-м у нас появилась категория "электротранспорт", и мы начали знакомить украинцев с этим новым, на тот момент, видом транспорта. И, опять же, мы были первыми в этом. Также в том году мы привезли в Украину смартфоны Xiaomi и Meizu и вообще изменили представление рынка о товарах "Made in China".
В 2016 году "Цитрус" стал национальным рителером и открыл свой первый сервисный центр. Сейчас сеть состоит из 68 торговых точек и насчитывает более 2000 работников.
Изменения за год полномасштабной войны
Глобально - ничего не изменилось, уверен Вадим Лысюк.
Мы, как и все бизнесы, адаптировались к новой реальности: перенастроили логистику, немного изменили вектор общения с аудиторией, переписали стратегии. За этими процессами стоит напряженный труд коллектива, который не виден снаружи.
Компания потеряла все свои магазины в Херсоне, торговые точки в Харькове сильно пострадали, но их работу уже восстановили. Также был потерян товар на миллионы гривен.
По мнению гендиректора, выжить компании помогло умение быстро и оперативно адаптироваться к изменениям. В первые месяцы вторжения работа офиса была полностью переведена в онлайн без потери производительности.
Уже в начале марта 2022 года открыли первые магазины, переформатировали процесс закупки, оптимизировали процессы внешней и внутренней логистики.
Приоритеты развития на 2023 год
Приоритетом для компании остаются покупатели и новейшие технологии в быту и общении.
"Цитрус" занимается улучшением своего приложения, совершенствует сайт и параллельно открывает новые магазины, особенно в тех городах, где их еще не было.
Из 68 работающих магазинов около 10 были открыты после 24 февраля 2022 года. Это торговые точки в Житомире, Львове, Хмельницком, Тернополе, Киеве, Одессе и др. До конца года планируем открыть еще, но где именно - будет сюрприз.
В начале года сеть открыла магазин мини-формата в Одессе. Точка является вторым магазином "Цитрус" в такой концепции, первый открыли в Белой Церкви. Для Одессы это решение приняли для удобства клиентов, поскольку магазин мини-формата часто используют как точку выдачи интернет-заказов. Он работает еще в тестовом режиме.
Эксперимент со стилизованным "Цитрусом" во Львове
Именно во Львове компания имеет несколько необычных магазинов, один располагается в историческом здании, особенности которого вписали в интерьер, второй - украшен большим шестиметровым украинским орнаментом; третий - имеет собственный аутентичный украинский стиль.
В других городах мы пока экспериментируем только с размерами и наполнениями, но не исключаем, что там могут появиться и свои уникальные магазины "Цитрус".
Логистические проблемы во время войны
Прежде всего компании пришлось полностью менять морскую логистику из-за остановки украинских портов.
Сначала перенаправляли грузы в порты Румынии, но оказалось, что у них небольшая пропускная способность, сложная процедура растаможки и большие очереди грузовиков на границе.
Из-за этого ритейлер столкнулся с задержками поставок, для решения проблемы задействовали другие европейские порты. Приходится также использовать европейские аэропорты и дальше планировать наземную доставку.
Потребительский спрос и поведение покупателей
В течение года показатели были нестабильными и часто ситуативными.
Например, осенью и зимой из-за частых массированных обстрелов критической инфраструктуры взлетели продажи зарядных станций и павербанков.
Также из-за этого изменилось поведение покупателей в период Черной пятницы: обычно люди покупали, например, телевизоры, а в этом году из-за блэкаутов эта категория существенно "просела". Но если оценивать и сравнивать количество продаж в штуках - нет кардинального отличия от показателей 2021 года.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації