В Киеве бум строительства крупных ТРЦ
За последние три года в разных районах Киева открылось четыре крупных торговых центра - Blockbuster Mall, Respublika Park, Retroville и River Mall. Если суммировать их арендные площади - получится, что на новичков приходится почти столько же, сколько было построено крупных ТРЦ в столице за предыдущие 18 лет.
На стадії будівництва знаходяться ще два великі центри – Ocean Mall і Lukianivka Mall. Заявлено до будівництва ще чотири проекти Вагіфа Алієва.
Чем богата столица
По данным консалтинговой компании UTG, торгово-развлекательные центры можно поделить на следующие категории:
- “регіональний” – найбільші об’єкти (> 50 000 кв. м), в які цілеспрямовано їздять з усього міста та передмістя. У ньому працюють магазини різних категорій, є зона розваг, фуд-корти та ін.;
- "окружной" — середні об’єкти (20 000 – 40 000 кв. м), які охоплюють людей із кількох районів міста, де працюють магазини, що торгують різними товарами, є зона розваг та фуд-корти;
- "районный" – невеликі об’єкти (5000 – 15 000 кв. М) розташовані всередині житлових масивів з високою щільністю населення, що надають товари повсякденного попиту.
Формат торгового центра определяет его функциональность. В крупных региональных мегамоллах могут работать до 500 магазинов. В них едут отдохнуть с семьей и тратят больше денег. А в районных ТРЦ делают постоянные целевые покупки, заходят пообедать или поужинать.
В столице работают 12 крупных ТРЦ (окружных и региональных). Их суммарная арендная площадь - 964 000 кв. м. Это 59% всего объема арендных площадей торговых центров Киева.
Название ТРЦ | Арендная площадь, кв. м | Год открытия |
---|---|---|
Blockbuster Mall | 152 000 | 2019/2021 |
Respublika Park | 135 000 | 2021 |
Lavina Mall | 127 000 | 2016 |
Retroville | 80 718 | 2020 |
Ocean Plaza | 69 900 | 2012 |
Sky Mall | 67 000 | 2010 |
River Mall | 62 000 | 2019 |
Dream (Dream Town) | 50 000/45 000 | 2009/2011 |
Караван Outlet | 45 300 | 2003 |
Gulliver | 45 200 | 2012 |
Дарынок | 43 500 | 2002 |
Проспект | 41 400 | 2014 |
Сумма площадей четырех торговых центров, открывшихся с 2019 года, - 429 718 кв. м. Это чуть меньше половины или 44,6% от суммарной площади всех крупных ТРЦ. Получается, что за последние три года было построено суммарно столько же крупных ТРЦ, сколько за 18 лет - с 2002 по 2019 год.
В ближайшие два года могут быть открыты еще два крупных торговых центра - Ocean Mall (110 000 кв. м) Вагифа Алиева и Lukianivka Mall (48 000 кв. м) компании Arricano, которые находятся на разной стадии строительства.
Алиев заявлял о планах построить еще мегамолы Petrovka, Hippodrome, Pobeda и Lesnaya Mall. Но когда они будут открыты - неизвестно, сейчас они стоят на паузе. Также о планах построить большой ТРЦ заявляли в Budhouse Group, речь шла о проекте Hartz, запланированном на 2026 год. Если суммировать арендные площади всех строящихся и проектируемых ТРЦ, получится чуть больше 1 млн кв. м.
Больше – не всегда лучше
Директор UTG Евгения Локтионова каже, що Київ уже перенасичений торговими площами з урахуванням нинішньої купівельної спроможності населення. За даними компанії, на перше півріччя 2021 року на тисячу жителів столиці припало приблизно 660 кв. м торгових площ, у Москві – 604 кв. м, у Празі – понад 700 кв. м.
Если же при подсчете показателя учесть заявленные девелоперами крупные торговые центры, он превысит 1000 кв. м.
“Такий рівень є в столицях ЄС (наприклад, у Варшаві зараз – 925 кв. м), де рівень споживання набагато вищий, ніж у Києві”, – пояснює Максим Гаврюшин, операційний директор Budhouse Group.
Дефицит крупных ТРЦ есть разве что на Левом берегу.
«Среди районов города, где можно рассматривать реализацию масштабного проекта, мы выделили бы Харьковский и Лесной массивы», — отмечает Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers International.
Максим Гаврюшин отмечает, что идет перекос рынка к мегамол, тогда как Киеву нужны сейчас небольшие торговые центры.
Кто лишний?
Евгения Локтионова каже, що відкриття нових торгових центрів на тлі умовно постійної чисельності населення міста неминуче призводить до перерозподілу відвідувачів між об’єктами.
«Поэтому вывод каждого нового ТРЦ будет бить по тем, которые сначала построили с ошибками или уже морально устарели, без востребованных якорных операторов и популярных магазинов галереи моды», - добавляет эксперт.
Максим Гаврюшин уверен, если откроется Petrovka Mall Вагифа Алиева, на строительство которого уже есть разрешение, снизится поток посетителей прежде всего в Sky Mall и Blockbuster Mall.
«В Sky Mall количество посетителей и так начало падать с началом карантина. ТРЦ расположен в таком месте, что основная часть людей ездила в него по дороге домой, в гости и так далее. А Blockbuster открылся неудачно, с одним Сильпо. Ему понадобится очень много времени, чтобы вернуть доверие посетителей», — перечисляет Максим Гаврюшин.
Операционный директор Budhouse Group считает, что Petrovka Mall будет выигрывать за счет более выгодного расположения — в самом центре транспортного хаба.
Консалтеры отмечают, что открытие Retroville прежде всего повлияло на Караван Outlet и Dream.
«Однако, на сам Retroville влияет работающий рядом Lavina Mall. Но у Retroville есть потенциал роста посетителей за счет строящихся рядом жилых домов и будущего метро», — говорит топ-менеджер одной из консалтинговых компаний.
Что будет с ТРЦ, чья популярность падает или будет падать? Они будут вынуждены меняться. Среди крупных ТРЦ пока кардинальных изменений не происходило, кроме Каравана. Он полностью сменил концепцию на формат Outlet, где работают стоковые магазины брендов.
У Dream протягом 2019-2020 років провели реновацію та змінили склад орендарів. Наприклад, у першій черзі замість продуктового магазину Novus відкрили H&M, а на місці LC Wаikiki та Brocard — Сільпо, на третьому поверсі збільшили кількість закладів харчування за рахунок закриття боулінгу тощо. За рахунок проведених змін у Dream розраховували, що за підсумками лише 2020 року кількість відвідувачів збільшиться у першій черзі на 40%, а у другій – на 60%.