Украинский ритейл начал активную экспансию в маленькие городки - что сети ищут в райцентрах

В последнее время география украинского ритейла меняется и начинает выходить за пределы крупных городов. Еще до начала полномасштабной войны некоторые сети начали экспансию в небольшие населенные пункты, эта тенденция только набирает обороты.

Продуктовые супермаркеты, непродуктовый ритейл, магазины косметики, аптеки известных компаний заработали в райцентрах, небольших городках с населением порой до 10 тысяч человек.

Какую перспективу отечественные ритейлеры видят в таких населенных пунктах и что привлекает их в небольших городках, разбиралось издание LIGA.net. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное в своем материале.

Продуктовый ритейл

По словам руководительницы направления аналитики Retail Association of Ukraine Яны Ермаковой, большая война изменила формат и географию развития украинского ритейла.

По итогам 2023 года в продуктовом сегменте больше всего новых магазинов открывали локальные и региональные операторы рынка. Они составляют 65% от общего количества открытых объектов в этом сегменте.

Что касается динамики покрытия и экспансии ритейла по городам и регионам, здесь наблюдаем активное развитие ритейла в небольшие города, районные центры с количеством населения 10-15 тыс., а также активное развитие в областных центрах. И, судя по географии открытий по населенным пунктам, данную динамику мы будем наблюдать и в 2024 году, - отметила Яна Ермакова.

В RAU говорят, что за 20 месяцев с начала вторжения отрасль продуктового ритейла восстановилась на 21,2%.

Крупнейшим food-ритейлером остается АТБ, в компании рассказали, что сейчас они имеют 246 маркетов в населенных пунктах, где проживает до 25 тысяч человек.

Уже несколько лет компания открывает магазины в небольших городках Украины. Решение было принято руководством на основе собственных исследований и запросов потребителей, - говорят в "АТБ".

В планах сети на 2024 год - открытие 77 новых магазинов по всей стране. Относительно рисков работы в небольших городах, где многие жители самостоятельно выращивают овощи и фрукты, в компании спокойны.

Наше преимущество - более низкие цены на определенные группы товаров, чем в местных магазинах или рынках. Также честный вес на все товары, а не так, как часто бывает у частных предпринимателей. Иногда слышим от покупателей, что сейчас дешевле купить у нас некоторые виды овощей или мяса, чем самостоятельно вырастить, - говорят в компании.

Косметика

Операционный директор ООО "РУШ", к которому относятся линия магазинов EVA и интернет-магазин EVA.UA, Виктор Средний рассказывает, что на начало войны сеть имела более 230 магазинов в малых населенных пунктах до 25 тыс. жителей.

В 2024 году компания планирует продолжать открывать магазины в таких локациях.

Мы не видим существенной разницы между открытиями магазинов в городах-миллионниках и небольших городках. Главный фактор - наличие спроса, а в нынешних условиях еще и безопасность. Однако следует понимать, что мы придерживаемся жестких стандартов по отбору локаций и стараемся открываться только там, где, по нашей оценке, магазин будет наиболее востребован. Сначала мы изучаем все факторы, которые влияют на привлекательность локации, и, если она соответствует требованиям, вносим ее в план развития, - говорит Средний.

Для таких игроков вызовом являются локальные сети, которые прочно закрепились в своих областях. Такие операторы имеют опыт и доверие жителей небольших населенных пунктов, но EVA отмечает, что готова бороться за покупателя.

Аптечный ритейл

Этот сегмент демонстрирует наиболее динамичное развитие и в небольших населенных пунктах также появляются новые точки крупных сетей.

СЕО сети аптек "Подорожник" Тарас Коляда рассказал, что сложности работы в таких городках связаны с подбором персонала, осложненной логистикой и доставкой лекарств от поставщиков.

По состоянию на январь 2024 года "Подорожник" насчитывает почти 1800 аптек, из них более 250 открыто в небольших населенных пунктах.

Продолжится расширение по городам разной величины, в этом наш вектор развития неизменен. Кроме того, на законодательном уровне появилась возможность обеспечить население лекарствами с помощью передвижной мобильной аптеки. Сейчас мы разрабатываем тестовый экспериментальный вариант такой аптеки, чтобы обеспечить качественную фарм-опеку и наличие нужных лекарств даже в самых отдаленных населенных пунктах, - делится планами СЕО.

Читайте также: Автоматизация ритейла: как самокасы меняют правила игры и что ждет украинских потребителей в будущем

Конкурентами в таких городках становятся локальные сети или одиночные аптеки местных врачей. Однако в "Подорожнике" говорят, что с качественным продуктом конкуренция не страшна.