Украинский ритейл во время войны: сетям удалось восстановить работу 99% магазинов
На данный момент закрытым остается всего 1% торговых объектов/магазинов в Украине.
С начала полномасштабной войны этот показатель уменьшился на 28%, свидетельствует исследование среди членов Ассоциации ритейлеров Украины. Согласно его данным, через 16 месяцев из 16 935 торговых объектов всей отрасли уже работает 16 725, что составляет 99% от общего количества. Тогда как в марте 2022 года не работала почти треть торговых точек (29%).
Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.
Восстановление показателей
Тренд на восстановление ритейла продолжается с апреля 2022 года и держится до сих пор.
С начала этого года общий показатель работающих магазинов улучшился на 5%, что равно сотням восстановленных магазинов.
Еще в начале 2023-го закрытыми по разным причинам оставались 1070 объектов торговли, а теперь открыто 80% из них (+860). Наибольшее количество точек переоткрылось в марте и мае.
Отмечается, что тренд на наращивание количества восстановленных магазинов будет продолжаться и в дальнейшем, особенно по мере освобождения новых территорий.
Продуктовый ритейл
До полномасштабной войны продуктовые сети насчитывали 5226 объектов и в самый тяжелый для отрасли период (в апреле 2022-го) было закрыто 24% магазинов.
Доля закрытых объектов уверенно уменьшалась с мая 2022 года и по состоянию на конец года работало уже 95% от довоенного количества магазинов или 4913 торговых точек.
За первое полугодие 2023-го продовольственные сети запустили в работу еще 4% магазинов и достигли отметки в 5170 работающих маркетов. Количество закрытых объектов уменьшилось до 56, то есть не более 1% от довоенного количества.
В целом доля неработающих магазинов в этой отрасли за полтора года войны сократилась на 20%.
Непродуктовый ритейл
К сектору non-food ритейла относят косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления. Он имеет похожую динамику восстановления, однако начальное падение здесь было сильнее - на 27% (закрыто 700 объектов).
В течение прошлого года ритейлеры в этой области значительно улучшили этот показатель и уже в декабре закрытыми оставалось только 212 торговых точек или 7%.
С начала 2023-го non-food ритейл восстановился даже лучше продовольственного, уже в апреле показатель открытых объектов составил 99% из 3168 магазинов сетей.
По состоянию на июнь, количество работающих магазинов достигло показателя в 3340 точек, превзойдя довоенные показатели на 3%, или 93 магазина. В общем, с начала войны непродовольственный ритейл улучшил показатель работающих торговых точек на 30%, а с начала 2023 года - на 10%.
Ювелирные изделия
Едва ли не наибольшему сокращению в начале вторжения подвергся сектор jewelry, в марте 2022 года работало менее двух сотен магазинов из 1313 торговых точек, то есть только 15%.
Победы на поле боя придали уверенности потребителям и создали необходимый для восстановления отрасли спрос, в том числе за счет увеличения количества браков. Соответственно еще осенью прошлого года доля работающих ювелирных магазинов выросла до почти 70%, а в декабре 2022 года достигла отметки в 71% или 933 магазина, - говорится в исследовании.
С начала этого года отрасль демонстрировала стабильный рост по 1% ежемесячно и уже в мае работало 994 магазина или 76% от довоенного количества.
Ситуация ухудшилась в июне 2023-го, количество неработающих торговых точек увеличилось до 350.
Всего с начала войны удалось восстановить только 58% отрасли, сейчас работают 963 магазина из 1313. Возможно, это является определенной точкой равновесия между имеющимся спросом и предложением на рынке.
Fashion-ритейл
Торговля в этом секторе серьезно пострадала от нарушения логистики и потери или закрытия производств в Украине. В начале войны люди также покупали только продукты и самые необходимые вещи.
Но сектор нашел выход из затруднительной ситуации и смог восстановить работу 61% магазинов в течение 16 месяцев.
В начале весны 2022 года работали всего 25% магазинов, а в декабре их было уже 80%. С начала 2023-го показатель улучшился еще на 9% и сейчас работает уже 605 магазинов из 681.
Техника и электроника
В этой сфере восстановление также продолжается, но медленнее, из-за специфики данного сектора.
Во-первых, технику покупают не так часто, даже по сравнению с одеждой, а во-вторых, подобные магазины имеют свою специфику и требования по размеру помещений и возможностей для демонстрации техники, - отмечается в исследовании.
За последние полгода доля работающих магазинов выросла на 5%, с 826 до 870 торговых точек.
Но по сравнению с мартом 2022-го, когда работало чуть больше половины (56%) магазинов, заметен значительный прогресс. В целом, с начала войны удалось восстановить работу 33% магазинов.
Аптечный ритейл
Эта отрасль тоже смогла не только быстро восстановить показатели, но и увеличить довоенное количество работающих магазинов.
К концу прошлого года аптечные сети превысили довоенное количество точек на 19 объектов, прирост в этой отрасли ожидается и в дальнейшем.
Зимой 2023 года прирост составлял по 1% в месяц, а уже весной динамика улучшилась до 2%. В июне работало более 4157 точек, что на 10% больше довоенного количества.
В общем, с марта 2022 года до июня 2023-го количество работающих аптечных учреждений увеличилась на 26%.
Магазины стройматериалов
В этой сфере также наблюдалось плавное восстановление. В начале полномасштабного вторжения работало 68% из 130 магазинов, а к концу 2022-го показатель вырос до 85%.
В течение зимы и весны 2023 года в работу запустили еще восемь магазинов, увеличив количество работающих точек до 92% от довоенного показателя.
В июне, с приходом тепла и активного периода строительства и восстановления разрушенных объектов, количество торговых точек увеличилось сразу на 23 объекта и достигло 142 магазинов.
Общий прирост за время войны составил 41%, сейчас количество магазинов стройматериалов превышает довоенное.
Сфера развлечений
Тяжелая ситуация сложилась именно в этой сфере и в марте 2022 года осталось работать всего 13% развлекательных заведений.
До конца года возобновили работу 90% точек или 45 из 60 объектов. С начала 2023-го этот показатель достиг уровня 92%.
Соответственно, прирост с начала года составляет 2%, а за 16 месяцев - 79%.