Украинский рынок e-commerce активно восстанавливается – главные тенденции интернет-торговли

Онлайн торговля товарами и услугами в Украине не только возвращается к довоенным показателям, но и демонстрирует стремительный рост.

2023 оказался рекордным для многих ниш в бизнесе, украинские e-commerce площадки растут даже быстрее зарубежных, Интернет-магазины интегрируются в маркетплейсы, а у потребителей формируются новые привычки.

Об этом в комментарии OBOZ.UA рассказал CEO и co-founder в Elit-Web Игорь Воловой. Также он поделился результатами исследований о самых популярных товаров среди украинцев и тем, на какие нюансы в работе брендов они обращают внимание.

Объемы рынка e-commerce

По данным Statista, до начала полномасштабного вторжения рынок e-commerce в Украине демонстрировал стабильный рост. Ожидалось, что в 2022 году показатели приблизятся к отметке 4 млрд долларов, однако с началом вторжения объемы рынка e-commerce упали до 310 млн долларов.

Многие ожидали, что восстановление будет очень медленным. Однако уже в 2023 году объемы возобновились почти до уровня 2019 года и составили 1,7 млрд долларов. По прогнозам, в 2024 году эта сумма достигнет отметки в $2,08 млрд, а в 2025 – 2,5 млрд долл., – говорит Воловой.

По словам Волового, в условиях военной нестабильности сложно что-либо прогнозировать, однако перспективы украинского e-commerce действительно оптимистичны.

image 2024 01 23 12 24 45 | 1

Изменение потребительских привычек

Существенные изменения в поведении покупателей начались еще во время пандемии Covid-19, а война только стимулировала их формирование.

Специалисты выделяют три основных фактора, которые влияют на покупательскую активность украинцев:

  • доступность товаров;
  • простота и удобство коммуникации;
  • быстрота и удобство доставки.

В 2023 году на украинском рынке появилось много дропшиперов, в частности, на Prom.ua, OLX и в Instagram. Такой формат работы более удобен, а главное – дешевле для бизнеса. Не нужно создавать свой сайт, заниматься его продвижением и вкладывать много средств в рекламу. Есть готовые платформы, на которых можно заработать уже сегодня. Опять же, в современных украинских реалиях такой подход более рационален и выгоден, – считает CEO и co-founder в Elit-Web.

Соцсети давно превратились в мощные торговые площадки, для этого есть несколько причин. На примере Instagram эксперт объяснил, что значительная часть украинцев уже зарегистрирована в соцсети, поэтому для заказа им не нужно предпринимать дополнительных действий.

Также формат Instagram-публикаций и рекламы позволяет ярко презентовать товар или услугу с помощью фото и видео, удобно работать с контентом.

В то же время у продавцов с этой платформы есть проблемы со скоростью отправки товаров.

В этом плане интернет магазины с собственными складами и продуманной логистикой обладают существенным преимуществом. Но в целом оба формата заслуживают внимания и актуальны для украинского покупателя, – подчеркивает специалист.

Топ товаров

По результатам исследования Speka, более 10 млн украинцев совершают покупки онлайн. Самые популярные товары, которые украинцы покупают в сети:

  • чехлы для телефонов;
  • кеды и кроссовки;
  • женские духи;
  • корма и лакомство для домашних животных.

Значительно возрос спрос на комплектующие для касок и бронежилетов, биодобавки, садовые растения, автозапчасти и косметику.

Общая картина выглядит так, что в Украине быстрее растут продажи недорогих товаров. А вот динамика продаж более дорогой продукции (техники, электроники, автомобилей и т.п.) не столь выражена, хотя по сравнению с 2022 годом она также ощутима, – отмечает Воловой.

Вибір брендів

Щодо маркетингової активності, підхід українських брендів дуже відрізняється, одні намагаються сконцентруватися на позитиві, а інші створюють рекламу з урахуванням воєнних реалій.

Так чи інакше, ключовою складовою успішної реклами стає її емоційність та здатність викликати в аудиторії почуття, а не просто подання потрібної інформації. Але тут є певна складність, про яку нам слід поговорити окремо, – каже Ігор Воловий.

Специалист посоветовал интернет-продавцам рекламировать не товар или услугу, а реальную пользу, которую они приносят, а также не "давить на жалость".

Читайте также: Конкуренты "АТБ". Почему всеукраинские ритейлеры начали открывать сети дискаунтеров

Украинцы сейчас находятся в состоянии эмоциональных качелей – это правда. А потому и говорить о каком-то едином тренде в рекламных настроениях довольно сложно. Однако, опираясь на собственные наблюдения и опыт, можем утверждать, что общее настроение украинцев в большинстве своем победоносное. , мы советуем рекламодателям чаще подчеркивать позитив, делиться хорошими эмоциями и не пытаться "давить на жалость, - резюмировал он.