В 2021 году рынок торговой недвижимости столицы пополнился самым большим объемом квадратных метров
2021 год по сравнению с предыдущим периодом прошел легче для ритейлеров именно благодаря пониманию, как действовать в режиме усиленных карантинных ограничений. Все процессы перехода в онлайн и выхода из локдауна у большинства игроков уже отработаны или находятся в процессе налаживания. В период отсутствия жестких карантинных ограничений трафик в ТРЦ постепенно стабилизировался и практически вернулся к показателям докарантинного периода. Покупатели не перешли полностью в онлайн и не стали меньше посещать ТРЦ, как ожидалось изначально.
Девелоперская активность
На темпы реализации уже запланированных проектов и девелоперской активности в целом пандемия повлияла не критично.
Новое предложение составляет ~201 000 кв. м и является крупнейшим на рынке торговой недвижимости. Такой объем включает: Respublika Park (GLA 135 000 кв. м), Blockbuster Mall 3 очередь (GLA 50 000 кв. м), XIT Mall (GLA 9 600 кв. м) и 2 очередь Piramida (GLA 7 500 кв. м).
По состоянию на конец 2021 года общее предложение качественных торговых помещений составило 1 780 000 кв. м.
Читайте также: Какие ТРЦ появятся в Украине в 2022 году?
Вакантность
В результате пандемии операторы оптимизировали свои расходы, соответственно, вакантность у некоторых ТРЦ возрастала. Однако чаще это были мелкие локальные ритейлеры, которые не пережили локдаун и вышли из проектов.
К концу 2021 года показатель вакантности без учета ТРЦ Respublika Park и Blockbuster Mall несколько снизился с 5% до 4,9% по сравнению с 2020 годом.
Несмотря на открытие новых крупных проектов, не наблюдалось драматического роста показателя вакантности. К примеру, показатель заполняемости ТРЦ Respublika Park на момент открытия составлял 61% открытых магазинов. А к концу года достиг показателя в 76%. В свою очередь, заполняемость Blockbuster Mall (2 очередь), учитывая подписанные соглашения, на конец года составила ~79%, а Blockbuster Mall (3 очередь) ~55%.
Соответственно, общий показатель вакантности с учетом ТРЦ Respublika Park и Blockbuster Mall составляет 9,2%.
Индекс потребительских настроений
За 2021 год индекс потребительских настроений увеличился на 6,5 пункта. По состоянию на конец года показатель составил 67,2 пункта.
В отличие от предыдущих кризисов в течение года индекс не падал ниже 60 пунктов. Несмотря на существенное снижение индекса с началом пандемии, потребители чувствовали себя увереннее, чем в другие кризисные периоды, из-за предыдущего роста доходов и наличия сбережений в связи с большей готовностью к карантинным ограничениям.
Ритейлеры
По показателям продаж 2021 год был более производительным для ритейлеров. По сравнению с 2020 годом, потребители охотнее тратили сбережения с четким пониманием, что ограничения временные.
В городах, где была введена «красная» зона, падение трафика в целом было не таким критическим, так как посещение ТРЦ было возможно при наличии зеленого COVID-сертификата, отрицательного результата ПЦР или экспресс-тестирования или сертификата о выздоровлении.
Наиболее пострадавшие операторы в период локдаунов 2020 года — развлекательное направление и фуд-сегмент. В 2021 году произошло смещение акцентов фуд-операторами в сторону стрит-ритейла. По мере возобновления трафика в ТРЦ, у фуд-ритейлеров обороты постепенно стабилизировались.
Что касается сегмента развлечений, часть операторов на фоне опыта 2020 уже активно используют определенные модели работы при карантинных ограничениях.
Самый яркий выход на рынок не только в 2021-м, но и в последние несколько лет, — это IKEA. Также в текущем году вышли такие бренды как Carter's, Kiko Milano, Off-White, BORK, Bimba Y Lola, Love Stories и вернулся MEXX.
Арендные ставки
В период пандемии управляющие команды ТРЦ работали на удержание операторов и готовы были согласовывать более лояльные условия сотрудничества с арендаторами.
В настоящее время во многих арендных договорах присутствует карантинный пункт, регулирующий взаимоотношения между ТРЦ и арендаторами в этот период.
Читайте также: Арендные отношения в 2022 году: ставки, COVID, коммунальные платежи, OPEX
По сравнению с 2020 годом наблюдается умеренный рост ставки в лучших ТЦ/ТРЦ и снижение арендных ставок на главных торговых улицах.
Высокие арендные ставки в лучших ТЦ/ТРЦ города Киева на площади форматом 100-200 кв. м остановились на уровне ~$62/кв. м/месяц. К концу 2020 года показатель был на уровне ~$60/кв. м/месяц. Арендные ставки на главных торговых улицах составили $60/кв. м/месяц. В 2020 году – $65/м кв. м/месяц.