Создатели футболки I’M Ukrainian: как бренд CREATIVE DEPO начал одевать президента

Основатели модного бренда CREATIVE DEPO Юрий Жаворонок и Денис Левченко, рассказали, как создали свой знаменитый принт I’M Ukrainian и как это моментально изменило их бизнес.

*Справка. 9 мая 2022 года бренд стал известен на всю страну, поскольку накануне в сеть выложили видеообращение президента Владимира Зеленского ко Дню памяти на фоне разрушенного дома в Бородянке. На видео он был в футболке с надписью I'M UKRAINIAN от CREATIVE DEPO, что сделало ее бестселлером.

Бизнес до полномасштабного вторжения

Юрий Жаворонок рассказывает, что бренд CREATIVE DEPO создали во время локдауна, но бизнес постепенно начал угасать и предприниматели придумали новые идеи для реализации.

У нас было два варианта: делать бренд одежды или опт. На том этапе мы выбрали опт, потому что были возможности по кооперации с большим проектом Big Money Евгения Черняка и сделали для него мерч. Он стал начальным кейсом, открывшим дорогу на рынок B2B. Дальше мы продвигались уже по сарафанному радио, и многие крупные компании пришли по рекомендациям - Reface, Монобанк, Киевстар, СТБ, - говорит бизнесмен.

Для кого-то бренд делал мерч "под ключ", а для кого-то частично. Компания продолжала развивать B2B-направление и даже не думали, что когда-нибудь начнут продавать в розницу.

Полномасштабная война

Денис Левченко рассказывает, что с началом полномасштабной войны стало ясно, что многие крупные компании будут резать бюджеты на маркетинг и мерч.

Это означало, что нужно кардинально менять вектор дальнейшей деятельности и уже через две недели бренд запустил коллекцию с украинскими принтами.

Предприниматели поняли, что в такое время украинцы, скорее всего, не так активно будут покупать одежду. Поэтому коллекцию сделали нацеленную на украинцев, живущих в Европе или европейцев, которые хотели бы каким-то образом поддержать Украину.

Ни я, ни мой партнер не являюсь иллюстраторами, поэтому нашли интересные дизайны в интернете, написали авторам и договорились с ними. Это были иллюстрации на украинскую тематику: сердце цвета украинского флага, Тарас Шевченко, коктейль Молотова. У нас была такая концепция: 50% из прибыли отправляем на ВСУ, а 10% – в качестве роялти авторам. В линейке было всего пять дизайнов и только один из них мы разработали самостоятельно — принт I’M Ukrainian, который в последствии стал самым популярным. Мы хотели сделать дизайн, который выехавшие из Украины люди могли бы одеть, и без слов было всем понятно, что они украинцы. То есть такая вещь, которой бы они гордились, - рассказывает Жаворонок.

Как начинались продажи?

В начале у бренда было 100-120 подписчиков в Instagram, пришедших с рынка B2B, но релевантной аудитории не было.

Основатели CREATIVE DEPO писали разным блогерам, чтобы они поддержали бренд. Эта тактика дала первые 2-3 тыс. подписчиков и помогло "разогнать" бренд.

Сначала работали по 100% подписке и в первый месяц имели до 20 продаж ежедневно.

Мы не ожидали, что это выстрелит. Но многие хотели покупать именно украинские товары, украинских производителей, хотели поддержать бизнес и экономику. Тогда мы поняли, что тренд на украинский язык не разовый, не периодический. Он большой, украинцы и люди за границей интересуются украинскими вещами. Кто-то для того, чтобы поддержать, а кто-то чтобы каждый день носить, - говорит Дмитрий Левченко.

Футболка Зеленского

По словам Жаворонка, сначала они увидели фото президента в своей футболке где-то в ОП, но вещь была почти полностью спрятана под кофтой и невозможно точно сказать, что это за принт.

Убедились в том, что это именно I’M Ukrainian только 8 мая, когда президент записал в ней видео обращение.

На следующее утро бизнесмен увидел десятки сообщений у себя в директе с вопросами относительно футболки.

Я даже не знал, что отвечать, потому что мы не отправляли ее президенту. Впоследствии уже начали анализировать, как она к нему попала. Тогда в Instagram появился оптовый клиент, заказавший сразу больше 10 вещей. Обычно люди заказывают одну-две вещи, а это было 10 или 20 штук. У нас в тот момент таких клиентов было всего несколько, один заказывал за границу, а этот заказал в Украине. Когда мы загуглили его имя и фамилию, увидели, что этот человек имеет отношение к Офису президента, – объясняет соучредитель бренда.

По мнению Жаворонка, такая популярность это и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, на этот дизайн будет большой спрос и каждый захочет себе такую ​​футболку. Но будет и большая конкуренция, появится множество копий.

Поэтому первое, что было сделано для того, чтобы показать, кто является оригинальным создателем бренда – запуск рекламы в Facebook и Instagram. После этого появился огромный поток новых клиентов.

Заказов было больше сотни в день. Часто в заказе было по две-три единицы, поэтому самих вещей мы тогда продавали больше. Я помню один вечер, когда был очень сильный пик и у нас было под 60 переписок с клиентами за один час, – говорит Левченко.

Работа с Офисом президента

После Зеленского в футболке с таким же принтом появлялся еще глава ОП Андрей Ермак и разные советники Офиса.

Также часто писали разные депутаты или известные люди, которые хотели себе такую ​​же футболку.

Когда мы выпускали вторую коллекцию, то поставили себе мини-цель, чтобы вещи из нее также надел президент. В ней было всего два дизайна: с надписями From Kyiv with love и Ukraine. Тогда мы написали в Instagram уже напрямую людям из ОП, и футболку Ukraine теперь тоже периодически одевает президент. Он в принципе сейчас амбасадор украинских брендов и это очень круто.

Со стороны иностранных покупателей наибольший спрос был прошлой весной и летом и составил около 20-30% от всех заказов.

Клиентами были либо уехавшие украинцы, либо те, кто хотел сделать символический подарок с украинской символикой.

Производство во время войны

С началом полномасштабного вторжения многие склады с тканью были недоступны по тем или иным причинам, также остановили работу многие цехи.

Цех, с которым раньше работал бренд, находился в Днепре, а многие сотрудники этого предприятия ушли на фронт.

Тогда основатели бренда сняли офис и начали развивать производство. Сейчас в CREATIVE DEPO работает девять человек.

Всего у нас сейчас 10 дизайнов. Мы сознательно не делаем очень многое: в ассортименте есть худи, футболки, свитшоты, кепки и чехлы для телефонов. Сейчас вышла новая коллекция в цвете хаки, уже появились обложки для паспортов и кардхолдеры. В некоторых ситуациях мы делали лимитированные коллекции. К примеру, с фото Киева во время блекаутов или в честь дня рождения Сковороды, - объясняет Юрий Жайворонок.

Читайте также: Как война изменила шоппинг украинцев в торговых центрах – отзывы ТРЦ

Бестселлером до сих пор является дизайн I’M Ukrainian, но изменилась цель покупки этой футболки у клиентов. В первые полгода полномасштабной войны покупали для себя, а сейчас преимущественно на подарки.

Сейчас бренд имеет в среднем 300-400 заказов в месяц, но соотношение розничных и оптовых заказов примерно 60-70% к 30-40%.

NV