ТРЦ в Украине: роль международных брендов и новых игроков в восстановлении рынка

Рынок торговой недвижимости в Украине демонстрирует первые признаки восстановления, считает директор направления эксклюзивных концептов и развития сети торговых центров "Эпицентр К" Виктория Зеленская.

Полномасштабная война повлияла на все сегменты бизнеса, в том числе и этот, по торговым центрам ударили выезд населения за границу, обвал экономики, всеобщая неопределенность и падение реальных доходов населения.

Также в стране остановила работу значительная часть международных брендов, чем заметно ухудшила показатель вакантности, он достиг 20% в среднем по ТРЦ Киева, а в регионах был еще выше.

О том, как рынок адаптировался к новым условиям, чем обусловлено выравнивание арендных ставок и когда в ТРЦ вернутся мировые бренды, Виктория Зеленская рассказала в колонке для Экономической правды.

Оживление рынка

Мощные ТРЦ смогли снизить уровень вакантности и стабилизировать показатели работы. Отмечает эксперт и возвращение в Украину известных брендов, а также открытие новых международных и локальных магазинов.

Последний квартал 2023 года демонстрирует определенное оживление рынка. В Украине возобновил работу H&M, вызвав ажиотаж у покупателей, который был похож на первое открытие ритейлера в стране, - вспоминает Зеленская.

Сроки открытия магазинов испанской группы Inditex, которой принадлежат бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, до сих пор неизвестны, связано это с определенными опасениями по безопасности персонала и работе на рисковых рынках. Также играет роль невысокая доля украинского рынка в международном портфеле компании.

Новые игроки

В Украину заходят новые зарубежные игроки, которые хотят закрепиться на рынке в период спада конкуренции

Особый интерес к нашей стране проявляют польские бренды. Так, недавно в столице открылся первый магазин HalfPrice польской компании CCC. 

О планах выйти на украинский рынок и открытии 20 магазинов в следующем году заявил еще один польский бренд Greenpoint.

Вхождение на украинский рынок для них становится важным стратегическим шагом, что свидетельствует о росте взаимодействия между польской и украинской бизнес-средой. Проявляют интерес в экспансии и многие турецкие бренды. И хотя пока их развитие проходит менее резво, однако обе страны верят в будущее Украины и готовы инвестировать в коммерчески привлекательные проекты, - делится эксперт.

С возвращением или появлением новых "якорей" украинские ТРЦ могут не только снижать вакантность, но и улучшать свои показатели посещаемости и доходности. 

Открытие магазинов известных брендов – это всегда положительный маркер экономической ситуации, который может подтолкнуть к развитию и другие компании.

Перспективы

Относительно будущего рынка торговой недвижимости существуют разные мнения, однако Виктория Зеленская уверена в его перспективах.

Представительница "Эпицентра" отмечает, что в портфелях многих игроков есть интересные идеи, но их нужно адаптировать под новые требования безопасности и тенденции, обеспечить грамотные компенсационные меры на случай ЧП.

Конкуренция в этом сегменте будет усиливаться, ведь в Украине много городов с недостаточным количеством торговых площадей, в частности Винница, Хмельницкий, Черновцы и другие региональные центры. 

Однако строить простейшие "боксы" и заполнять их товаром уже мало. Клиентам нужны инновационные и современные пространства, где они смогут не только совершать покупки, но и получать уникальный опыт, используя технологии и персонализированные сервисы, - добавила Виктория Зеленская.

Читайте также: Конкурент или дополнение? Может ли онлайн-ритейл угрожать успеху ТРЦ в Украине

Теперь, чтобы стать настоящим lovemark, нужно чувствовать своего клиента и предлагать ему лучшее, а главное – обеспечивать комфортное и безопасное времяпрепровождение с семьей.