Затронет JYSK и IKEA. Мебельные ритейлеры могут пострадать из-за блокады границы с Польшей

В феврале 2024 года блокада польско-украинской границы создала очередь из более 3000 грузовиков в сторону Украины. Среди машин есть и грузовики JYSK и поставщика мебели из Украины в IKEA.

Из-за этой ситуации популярные мебельные ритейлеры вынуждены искать альтернативные пути. Как кризис создает дополнительные убытки для компаний и как это может повлиять на конечного потребителя, разбиралось издание Forbes.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Доставка из-за границы

До перекрытия польскими фермерами границы, скандинавский ритейлер товаров для дома "JYSK Украина" тратил на доставку заказа покупателя 36 часов.

Country Director JYSK в Украине Евгений Иваница отмечал, что столько времени проходило от загрузки в логистическом центре Радомско в Польше до отгрузки товара на складе магазина во Львове.

Теперь же это занимает целых три недели и это еще оптимистическое ориентировочное время ожидания. На сегодня 150 грузовиков с товаром JYSK стоят в очередях на польской границе. Из них ориентировочно 60 - это товары, закупленные JYSK у украинских производителей для продажи в европейских магазинах.

Основатель сети "МебельОк" Святослав Амелин уверен, что для JYSK блокада границы - это значительная проблема.

Сетевые ритейлеры не имеют больших остатков товаров и в основном планируют поставки по четкому графику. Срыв поставок срывает продажи, - объясняет Амелин.

По словам Иваницы, в декабре 2023-го из-за блокады границы JYSK недополучил в обороте более 100 млн грн.

f0de72ed3923144c0f7ac2546ac69e00 | 1

Что делает бизнес?

В сети мебельных ТЦ "Аракс" говорят, что большинство из их 150 арендаторов не пострадали, поскольку смогли быстро адаптировать логистические цепочки, в частности направить их через Румынию.

Основная нагрузка для сезонных товаров мебельного рынка начнется в марте, и ситуация станет более критичной, - говорит управляющий сетью мебельных ТЦ "Аракс" Никита Панин

Амелин также рассказывает, что есть возможность разворачивать фуры и ехать на границу с Румынией, Венгрией или Словакией, однако фактическая задержка из-за очередей может составить до трех недель, в зависимости от времени постановки в электронную очередь.

Альтернативная логистика через другие границы увеличивает стоимость фрахта на 60-70%, - говорит Елена Онаответственная за логистику и складское хозяйство производителя мебели "Морган".  

"Морган" экспортирует диваны и другую мягкую мебель в 24 страны, в частности для ІKEA, Next, Mio, XXXLutz и других ритейлеров. Компания уже перенаправила логистические маршруты через Румынию, но и здесь есть свои нюансы, ведь если раньше очередь на этой границе была два дня, то теперь - пять.

К тому же каждый день задержек увеличивает цену перевозки. Так, сначала грузовик стоил из Европы 2500 евро, а сейчас это 4000 евро в зависимости от страны и маршрута, говорит Панин. 

Бизнес взял на себя дополнительные убытки, - пишет Иваница, а увеличение стоимости фрахтов для "JYSK Украина" он оценивает более чем вдвое. 

Удержание цен

Логистика составляет определенную часть в себестоимости продукции, поэтому импортеры стоят перед выбором: поднимать цены или уменьшать прибыль.

Однако поднять цены для покупателей могут только ритейлеры в Украине. Производители, которые экспортируют свою продукцию в ЕС, не могут себе этого позволить, поскольку стоимость фиксирована на определенный период времени и пересматривается в определенные промежутки.

Подорожание логистики не единственная проблема блокады, это также срывает сроки поставки, что ведет к штрафам, может ухудшить репутацию производителя и повлиять на дальнейшие заказы.

Читайте также: Торговая недвижимость 2023: тренды, сложности и будущие перспективы

Член правления Украинской Ассоциации Мебельщиков (УАМ) Оксана Донска говорит, что из-за нарушения цепочек и нерегулярности поставок сырья в Украине может вырасти стоимость мебели.

Но поскольку импортная мебель составляет до 20% доли рынка мебели Украины, то потребитель несильно почувствует влияние, если все закончится скоро.