Торговая недвижимость Украины развивается в условиях жесткой экономии – мнение

Рынок коммерческой недвижимости Украины кардинально изменился во всех сегментах за коронавирусные годы и продолжает дальнейшую трансформацию во время войны.

Об этом в колонке для "Интерфакс-Украина" рассказал основатель и президент UTG Вадим Непоседов.

По его словам, ритейл испытывает кардинальное изменение потребительских предпочтений с уменьшением количества потребителей, падением благосостояния значительной части граждан и существенным ростом доходов военных.

О падении доходов заявляют 53% граждан, а у 67% значительно увеличились расходы, прежде всего, на коммунальные услуги, продукты, охрану товаров и транспорт. Рост демонстрируют две категории – военные товары и системы жизнеобеспечения (солнечные панели, зарядные станции, генераторы, автономный интернет, фонарики, буржуйки, радиаторы, аккумуляторы).

Вынужденная миграция за границу (около 5 млн наших соотечественников) вызвала сокращение доли торговой сети – речь не только о закрытии магазинов luxury-сегмента (Chanel, Cartier), но и сокращении ориентированного на детей сервиса (детские развлечения, образование, спорт, товары и игрушки) ). Война в целом ужала сегмент, ориентированный на досуг взрослых. Например, сегодня целесообразность покупки вечерней одежды крайне низка. Очень сдержанно работают операторы развлечений (кинотеатров, ДРЦ, боулингов), спорта и заведений питания, отмечает эксперт.

Также с началом полномасштабной войны завершился тотальный выход из украинского рынка российских ритейлеров. В то же время были временно закрыты магазины интернациональных сетей, впрочем, флагманы, H&M и бренды Inditex, оценив баланс рисков по спросу вернулись.

Тем временем отечественные бренды развиваются несмотря на ограниченные возможности, отсутствие резервов для быстрой экспансии и масштабирования, дефицит приемлемых механизмов кредитования.

По мнению Вадима Непоседова, наиболее активными игроками являются Goldi, Vovk, Solmar, Stimma, Wear Me, Maritel и т.д. Магазины "Все свои" открываются в ключевых ТРЦ и занимают площади, которые дают возможность называть их якорями.

Впрочем, для устойчивого развития внутреннего спроса для украинских сетей недостаточно. В результате часть из них была вынуждена закрыться, часть перепрофилировалась на продукцию "military", выйти на международные маркетплейсы (Etsy), часть сменила приоритет на развитие в европейских странах и т.д.

Общий тренд сетей, как отечественных, так и международных брендов – оптимизация. Учитывая доходы, принимается решение относительно количества магазинов (сосредоточение исключительно на прибыльных объектах, закрытие убыточных) и расходов (сокращаются на рекламу, маркетинг, тотальная экономия коммунальных платежей, отопления, кондиционирования, электроэнергии, воды), - объясняет президент UTG.

Фактором риска является расширение онлайн-коммерции, которая, с одной стороны, обостряет падение посещаемости физических точек розницы, с другой – увеличивает конверсию.

Торговая недвижимость

По словам эксперта, сейчас в торговой недвижимости Украины преобладает рынок арендатора

Операторы замедляют экспансию, отказываются от инвестиций, сокращают затраты на ремонтные работы и переносят риски на девелопера (оплата % РТО)

При этом активный девелопмент ритейла прошлых лет привел к насыщению рынка торговыми площадями. И сегодня на фоне снижения потребительских настроений мы видим рассредоточение посещаемости, рост вакантности, падение арендных ставок, увеличение ОРЭХ, – добавляет Непоседов.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в апреле 2024 года достиг максимума с начала полномасштабной войны

из-за войны, которая влечет за собой соответствующие миграционные процессы, уничтожение ТРЦ и релокацию операторов с востока/юга на запад, фокус внимания у девелоперов смещен не только на новые регионы, но и новые сегменты, альтернативные отрасли.