Торговая недвижимость 2023: тренды, сложности и будущие перспективы
По состоянию на 2023 год украинские ТРЦ уже имели опыт работы во время войны, навыки "выживания" в условиях воздушных тревог и блэкаутов, а также опыт со времен пандемии коронавируса.
О том, как это помогло пройти прошлый год рынку коммерческой недвижимости, каковы тренды, основные показатели и прогнозы, издание Property Times поговорило с аналитиками и представителями ритейла.
Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из статьи в своем материале.
Тренды 2023
В прошлом году на рынке торговой недвижимости закрепились тенденции, которые уже обозначились в предыдущие кризисные годы, однако к ним добавились и совершенно новые, продиктованные новыми реалиями тренды.
Анна Корягина, CEO Nhood Украина, международный директор по Tenant Representation, Nhood Holding выделила следующие тренды по категориям:
Потребители
- Предоставление преимущества форматам, которые соответствуют ценовым ожиданиям, а также находятся рядом. Примером и доказательством является стремительное развитие сети "Аврора", которая во время войны каждые 14 часов открывает новый магазин и наращивает выручку;
- Среди лидеров продаж остаются такие категории товаров, как лекарства и сладости;
- Посещение ТРЦ воспринимается как возможность отдыха и смены фокуса внимания с повседневных событий;
- С учетом стабилизации курсовых ожиданий, можно отметить склонность населения к более весомым покупкам;
- Спрос на товары национального производства.
Арендаторы/ритейл
- Многие игроки Instagram-пространства открывали первые offline-магазины, при этом очевидно стремление даже no-name брендов попасть в лучшие ТРЦ страны;
- Большинство ритейл-сетей имеют собственные проекты, которые так или иначе направлены на помощь пострадавшим от войны или способствуют удовлетворению потребностей ВСУ и НГУ;
- Инклюзивность становится все важнее. К сожалению, количество людей, которые требуют специальных архитектурно-планировочных решений в Украине растет, поэтому обеспечение доступности зданий и сооружений, как никогда актуально;
- Тренд на использование национальных и исторических мотивов в дизайне;
- Омниканальность и растущее внимание к искусственному интеллекту;
- Большие инвестиции в систему организации логистики, рабочую силу и совершенство экосистемы в целом;
- Нестандартное использование площади торгового зала, например, коллаборация Ponchyk Boy и "Техно Еж" в ЦУМе;
- Открытие отделений и торговых точек за рубежом ("Днепр М", "Новая Почта", Katsurina, One Price, "Черноморка" и др.).
Арендодатели/ТРЦ
- Активное наращивание доли украинских брендов. Национальный ритейл пользуется большим уровнем лояльности от современного потребителя, что также способствует качественным изменениям в tenant-mix;
- Подготовка своих объектов к потенциальным блэкаутам еще в начале года;
- Омниканальность, а именно развитие тренда от компании WISHIBAM, создание digital близнеца для ТРЦ. Пилотным проектом на украинском рынке можно назвать новый проект от River Mall - приложение Get by River;
- Масштабность маркетинговых ивентов из-за изменения фокуса потребителей;
- Поддержка и помощь в обеспечении потребностей Вооруженных сил.
Постепенное восстановление
В 2023 году основные показатели начали выравниваться после шокового 2022-го, даже наметилась четкая положительная динамика.
Об этом свидетельствует Индекс самочувствия ритейла (RWBI), разработанный Украинским Советом Торговых Центров.
2023 год можно назвать годом постепенного восстановления. Некоторые из жителей вернулись в Украину. Во многих городах уменьшилась продолжительность комендантского часа, большинство сетей, которые закрывались с началом войны, вновь открыли свои двери для посетителей. Поэтому в 2023 году мы фиксируем рост RWBI на 1,9 пункта в сравнение с 2022 г. до 28,3 пунктов. Рынок смог не только показать рост по сравнению с 2022 годом, но и также опередить показатель "ковидного" 2020 года (27,8 пункта), - комментирует Дмитрий Топольсков, глава Исследовательской группы Украинского Совета Торговых Центров, руководитель исследовательской компании Ukrainian Research Bureau (URB).
Также по сравнению с 2022 годом в ТРЦ ощутимо выросла посещаемость, говорится в ежегодном отчете состояния рынка коммерческой недвижимости от компании UTG.
По словам Дмитрия Топольскова, посещаемость варьируется в основном в зависимости от формата ТЦ. Так, посещаемость малых ТЦ достигает 535 человек в месяц на 1000 кв. м GLA, для средних - 445, для крупных - 425.
Эксперты отмечают, что положительную динамику демонстрирует и товарооборот.
Мы сравнили показатели собранных товарооборотов за первые 11-12 месяцев 2023 года, в среднем прирост по сравнению с 2022 годом составляет до 20% в национальной валюте. Тяжелым с отрицательным результатом оказался февраль и июнь, что в принципе является логичным результатом, но положительные результаты марта и дальнейший постепенный рост позволили получить в среднем положительную динамику, - комментирует Анна Корягина.
Директор департамента торговых площадей Arricano Real Estate Plc Денис Корнута отметил, что показатели вакантности оказались лучше, чем ожидалось и в проектах компании уровень вакантности - технический, а в столичных ТРЦ даже есть лист ожидания.
По данным Украинского совета торговых центров, в 2023 году заполняемость ТЦ, входящих в выборку RWBI, сохранилась на уровне 95% для киевских ТЦ и на уровне 98% в региональных объектах.
Пересмотрены были и уступки для арендаторов, на которые ТРЦ были вынуждены пойти в начале полномасштабной войны. Арендные ставки начали приближаться к рыночным.
Кроме постепенной отмены или уменьшения скидок в зависимости от качества и локации ТРЦ, большинство арендодателей также провели индексацию арендных платежей, то есть положительная динамика наблюдается, как минимум, за счет этого повышения. Тем не менее важно отметить, что пересмотр арендных ставок с целью их возврата к уровню 2021 года не может применяться для всех категорий деятельности, так как некоторые из них, принимая во внимание, актуальные условия жизни, к сожалению, потеряли позицию спроса со стороны потенциальных покупателей, - объясняет Анна Корягина.
Дмитрий Топольсков привел данные, согласно которым, средняя ставка аренды на ликвидные вакантные лоты за 1 кв. м GLA без учета НДС в 2023 г. составила:
- на лоты площадью до 50 кв. м - $38;
- площадью 50-149 кв. м - $33;
- площадью 150-249 кв. м - $21;
- площадью 250 кв. м и выше - $15.
Убытки и новое предложение
К сожалению, война продолжается и торговая недвижимость продолжает нести потери. По состоянию на январь 2024 года, на подконтрольной с 2014 г. территории Украины разрушено 9, а частично повреждено - 22 торговых центра.
Общая сумма прямых убытков, понесенных ТЦ, по оценкам Украинского Совета Торговых Центров, составляет 378,1 млн долларов.
Этот показатель не учитывает объекты, которые не относятся к ТЦ по международной классификации, а также убытки ритейлеров, магазины которых находились в этих ТЦ, комментирует Топольсков.
Что касается нового предложения, то оно было сосредоточено в основном в условно безопасных западных регионах, хотя бывали и исключения.
Среди новых проектов, которые были открыты в 2023 году, Анна Корягина отметила следующие:
- ТРЦ "Прут" (г. Коломыя, частичное открытие);
- ТЦ Sodova (г. Львов);
- ТРЦ "Вектор" (г. Трускавец);
- ТРЦ Park (г. Дрогобыч);
- ТРЦ Veles (г. Ивано-Франковск);
- ТРЦ "Княгинин" (г. Ивано-Франковск);
- ТЦ "Меркурий" (г. Одесса);
- ТЦ "Одис" (г. Измаил);
- ТЦ Baobab (с. Рованцы);
- ТЦ Sofia Mall (Киевская область);
- ТЦ Trade Park (Днепропетровская область) и другие.
Среди указанных проектов можно отметить такие общие черты, как концентрация новых проектов в западной части страны и формат - community center.
Прогнозы 2024
Прогнозы делать довольно трудно, учитывая, что на украинский рынок ритейла влияют не только общерыночные факторы.
Например, говорит Дмитрий Топольсков, с ноября 2023-го по январь 2024-го из месяца в месяц идет рост доли рабочего времени ТЦ, когда продолжается воздушная тревога, а увеличение количества и продолжительности воздушных тревог во время работы ТЦ и интенсивные ракетные обстрелы украинских городов, привели к значительному снижению показателя RWBI в январе 2024 года по сравнению с декабрем 2023 г. - с 29,5 до 27,0 пунктов.
По мнению эксперта, такие факторы как массовая мобилизация также могут негативно повлиять на развитие рынка.
Мы планируем сфокусироваться на региональных проектах в изменении предложения. По киевским проектам планируем провести некоторые ротации, которые мы хотели сделать до полномасштабной войны. Ожидаем, что 2024 год будет относительно стабильным с точки зрения спроса, рост доходов арендаторов на уровне инфляции, выхода крупных новых международных брендов не ожидаем, арендаторы, которые сдержанно развивались в 2023 году активизируют поиск новых помещений, - комментирует Денис Корнута.
Анна Корягина призывает быть всегда готовым к негативным сценариям развития.
Читайте также: Максим Гаврюшин, УСТЦ, Budhouse Group: о влиянии тревог, восстановлении рынка и возвращении брендов в ТРЦ
Но глядя, с какой скоростью развивается коммерческая недвижимость в Западной Украине, увеличивается уровень наполненности в качественных ТРЦ столицы, общаясь с не присутствующими в Украине брендами, которые еще только изучают возможность выхода, а также с теми, кто уже фиксирует показатели деятельности, которые превзошли все ожидания, хочется делать исключительно позитивные прогнозы, доказательством чему является целый ряд заявлений по открытию новых проектов, - резюмирует Корягина.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації