Топ-5 трендов и тенденций украинского ритейла в 2024 году

Несмотря на все сложности, ритейл в Украине не стоит на месте и двигается почти параллельно с мировыми лидерами, отмечает эксперт по визуальному мерчендайзингу и оформлению витрин, основательница дизайн-студии ARTLEVEL и клуба ритейлеров Ольга Павлова.

Об этом она рассказала в своей колонке для The Page определила основные тенденции на рынке ритейла, которые можно ожидать в Украине в 2024 году. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Тренд №1. Умное, экологическое производство

Многие украинские ритейлеры ищут свой брендовый стиль, наиболее действенные активно развивают клиентоориентированность и создают уникальное пространство.

По словам Павловой, появляется все больше магазинов с концептуальным современным интерьером, где особое внимание уделено направлениям хай-тек, минимализм и экологичность.

Таких предпринимателей я называю сознательными. Классно, когда ритейлер создает для покупателя уникальное пространство: что-то вроде шоу-рума или концепт-стора. На мой взгляд, чем быстрее до Украины будут доходить современные тенденции, тем лучше это для бизнеса. Целевая аудитория каждого бренда всегда меняет свои вкусы, предпочтения, образ жизни и т.д. Мир вокруг достаточно изменчив, поэтому стоит подстраиваться под изменяющуюся вместе с ним аудиторию, - говорит эксперт.

Для витрин можно использовать самые разные материалы, как природные, так и синтетические. Даже обычный песок можно превратить в произведение искусства или арт-инсталляцию в коммерческом пространстве витрины, предложила основательница Artlevel.

Тренд №2. Рациональное использование энергии

Энергоэффективность во время полномасштабной войны выходит на первый план, а достигается она путем введения новшеств. Тем более что отечественный бизнес уже оказывался в условиях блекаута и экономии электроэнергии, поэтому в отличие от зарубежных ритейлеров для украинских продавцов это вопрос выживания.

Основными факторами, препятствующими внедрению украинским ритейлом таких систем являются их высокая стоимость и риски, вызванные условиями полномасштабного вторжения. Оба показателя имеют свои сроки завершения, и, вероятно, в скором времени такие системы энергосбережения быстро адаптируются и в Украине, - считает Павлова.

Тренд №3. Системы увеличения эффективности, контроля и подсчета

Искусственный интеллект постепенно проникает во все сферы деятельности, нейросети активно применяются в дизайне, архитектуре, образовании и т.д.

Отрасль ритейла – не исключение, ИИ можно использовать для работы с дизайном торговых площадей, фасадов и витрин. Кроме того, нейросети можно интегрировать в разработку маркетинговых календарей, событий в магазине, программ лояльности и т.д.

Также эксперт вспомнила, что в свое время популярность в супермаркетах набрали системы касс самообслуживания, значительно улучшившие эффективность опыта взаимодействия с аудиторией.

Но эта система несовершенна, над ее надежной работой всегда трудятся. Целые компании разрабатывают и совершенствуют систему самообслуживания в магазинах и каждый раз на выставке EuroShop представлены новейшие разработки этого направления. К примеру, в прошлом году можно было протестировать продуктовые коляски, оснащенные сканером штрихкодов товаров и терминалом для оплаты. То есть даже кассы самообслуживания теряют свою актуальность, – советует Ольга Павлова.

Тренд №4. Омникальность, уникальный покупательский опыт

Бренд всегда должен придерживаться принципа омникальности для комплексного подхода коммуникации с аудиторией, независимо от того, речь идет об онлайн или офлайн-пространстве.

По мнению спикерши, это однозначно путь от удачного покупательского опыта до положительной ассоциации с бизнесом.

К тому же, в период, когда работают сотни торговых площадок, ритейлеры должны задуматься о том - почему покупатель выбирает конкретный магазин для совершения покупки и чем его бренд отличается от конкурентов.

Чтобы добиться уникальности в покупательном опыте покупателей, часто с ритейлом сочетают разные сферы жизни человека. Например, создание в магазинах специальных зон, которые на первый взгляд совсем не смежны с конкретным бизнесом. Так или иначе, это очень хорошо влияет на положительные эмоции от покупки, покупательский опыт посетителей и воспринимается как забота о покупателе.

Тренд №5. Работа с дизайном мышления потребителей

Сегодня аудитория как никогда следит за актуальными новостями и тенденциями. Это обусловлено прежде всего событиями внутри страны и каждый бизнес должен это учитывать в своих кампаниях.

Использование ситуативных событий в собственных кампаниях поможет повышать осведомленность потребителей о бренде и продажах конкретного бизнеса.

Читайте также: Экспресс-свидания, признания на радио и благотворительность. Что украинские ТРЦ подготовили ко Дню влюбленных 2024

К примеру, если целевая аудитория следит за модными трендами – стоит обратить внимание на цвет, который ежегодно объявляет Институт Pantone. Его можно использовать в кампаниях, оформляя витрины. Кроме того, это позволяет вдохновиться мировыми событиями, которые можно транслировать через собственный магазин, - сказала эксперт.