Тенизация ритейла: сколько теряет государственный бюджет из-за торговли "из-под полы"

Полномасштабное вторжение рф нанесло значительный ущерб украинской экономике. Одно из самых быстрых восстановлений среди секторов демонстрирует рынок розничной торговли, который генерирует более 12% ВВП Украины.

Положительная динамика достаточно заметна в сегменте продовольственного ритейла: в 2024 году сети открыли более 800 новых торговых точек. Однако одной из основных проблем, которая искажает конкурентную среду и снижает налоговые поступления, остается тенизация рынка, пишет издание Delo.ua.

По оценкам экспертов, общий объем розничной торговли в Украине превышает 2 трлн грн в год. В то же время доля десяти крупнейших сетей - среди которых "АТБ", "Сильпо", "Аврора", "Фора", Rozetka, Novus, Metro, "Руш" (EVA), "Омега" (Varus) и "Фудком" ("Велика кишеня") - составляет лишь 529,2 млрд грнили чуть больше четверти этого объема. Это свидетельствует о значительном присутствии малого и среднего ритейла, часть которого работает в тени.

По оценкам NAI Ukraine, в 2024 году доля теневого сегмента рынка выросла - прежде всего как ответ бизнеса на повышенную налоговую нагрузку. Если до полномасштабной войны тенизация в ритейле оценивалась на уровне 30%, то в 2025 году она может превысить 45%.

Как следствие, почти триллион гривен оборота проходит мимо системы налогообложения, что приводит к значительным потерям бюджета - как из-за прямого уклонения, так и из-за использования серого инструментария минимизации налогов.

Прозрачные игроки рынка все чаще сталкиваются с ценовым демпингом и недобросовестной конкуренцией со стороны компаний, которые работают в тени: от схем с неофициальной занятостью до продаж без фискализации. В результате бюджет теряет, а легальный бизнес - вытесняется.

Локальная экспансия в тень

Согласно данным аналитического агентства GT Partners Ukraine, 82% продовольственных ритейлеров в Украине - это локальные операторы, которые работают в пределах одного региона. Именно эти компании демонстрируют самые высокие темпы развития, открыв в 2024 году 375 новых торговых точек, что составляет 40% от общего количества новых магазинов.

Однако именно в этой части рынка наблюдается высокий уровень нарушений, начиная с уклонения от использования регистраторов расчетных операций (РРО) до дробления крупных сетей на физических лиц-предпринимателей для минимизации налоговой нагрузки. 

Эти схемы позволяют значительно снизить операционные расходы, в частности на фонд оплаты труда, и избегать налоговых обязательств. Это создает нечестное конкурентное преимущество для таких компаний над легальными ритейлерами, работающими в рамках действующего законодательства.

Аналитики GT Partners Ukraine отмечают, что растущая налоговая нагрузка способствует дальнейшей миграции "белых" и "серых" операций в теневой сектор. 

Производители вынуждены переносить дополнительные расходы на конечных потребителей. Однако этот эффект будет постепенным и продлится в течение года, в зависимости от маржинальности отдельных компаний, - отмечают эксперты.

Структура теневых практик

Распространенными теневыми практиками в продовольственном ритейле ключевое место занимает неофициальное трудоустройство и избежание применения РРО

Также особой проблемой является формальное дробление крупных сетей на армию ФОПов, каждый из которых имеет льготное налогообложение. Такая практика позволяет снижать налоговые обязательства в разы, что значительно усложняет борьбу с уклонением от налогообложения. При этом большинство таких ФЛП не ведут реальной хозяйственной деятельности, а являются лишь инструментом для занижения налогов.

К этим практикам добавляются еще торговля "серым" импортом, который попадает в Украину как контрабанда или через умышленно заниженные инвойсы, а также реализация контрафактной продукции или нелегальных подакцизных товаров - в частности алкоголя и табачных изделий. 

Успешные примеры детенизации

По оценкам экспертов, только недополученные налоги от зарплат, выплачиваемых неофициально, составляют десятки миллиардов гривен в год. Кроме того, потери бюджета обусловлены неуплаченным НДС, единым налогом, таможенными платежами и акцизами. 

Однако примеры успешной детенизации есть. Как свидетельствуют данные, эффективная борьба с теневыми практиками обеспечила значительный рост налоговых поступлений в различных секторах экономики. Так, уплата налогов автозаправочными станциями (АЗС) в 2024 году выросла с 4,7 до 9,8 млрд грн.

Также более половины интернет-провайдеров повысили свои уплаты на более 50%, а некоторые увеличили налоговые взносы в 3-4 раза, что свидетельствует о положительных тенденциях в росте официальных доходов.

Кроме того, усиление борьбы с теневыми практиками на рынках табака и алкоголя, включая контрабанду, контрафакт и "серую" продажу, способствовало увеличению акцизных поступлений на 10-20%, что составляет сотни миллиардов гривен для бюджета.

Детенизация ритейла требует не только законодательных изменений, но и механизмов отраслевого саморегулирования. Отмечается, что одним из примеров такого саморегулирования является внедрение отраслевых меморандумов, как это произошло в банковском секторе с борьбой против "денежных мулов". Когда участники рынка проявили ответственность и вмешательство законодателей не было нужно.

Читайте также: Food-ритейл в Украине: где росла торговля в прошлом году и чего ждать в 2025 году (исследование)

Лидеры ритейл-отрасли могут разработать собственные стандарты, предусматривающие официальное трудоустройство, справедливые условия оплаты труда, обязательное использование РРО/ПРРО, а также исключение серого импорта и контрафактной продукции.