Сын основателя Global Spirits строит сеть алкомаркетов в Украине и за рубежом: какие шансы на успех?

Сын основателя компании Global Spirits Евгения Черняка развивает ритейл-сеть Brooklyn. Сеть с почти сотней магазинов в Румынии, Узбекистане и Украине включает в ассортименте алкоголь и продукты питания. 

По словам Ивана Черняка, основателя сети, Brooklyn - это магазины у дома с акцентом на низкие цены и высокую оборачиваемость, пишет Forbes.

Первый магазин Brooklyn открылся в мае 2023 года в Ташкенте. Через год сеть вышла на румынский и украинский рынки. Всего в трех странах работают 93 магазина. В Узбекистане открываются по франшизе. 

После тестового запуска в Запорожье Черняк решил масштабировать бизнес в Украине - следующие открытия запланированы в Днепре и Одессе.

Есть ли место для новой сети на рынке?

Основной продукт для Brooklyn - алкоголь. Кроме него в магазинах продается кофе, сигареты, снеки и безалкогольные напитки. Однако стратегия развития сети отличается в зависимости от страны. 

В Украине мы развиваем направление разливного пива, а в Румынии планируем тестировать категорию food, - говорит Иван Черняк. 

По его словам, это нужно для конкуренции с локальными ритейлерами.

На румынском рынке Brooklyn все чаще воспринимают как магазины у дома, и именно категории, не связанные с алкоголем, демонстрируют наибольший рост. В каждой стране Brooklyn сотрудничает с 12-15 поставщиками - локальными и международными.

Один из ключевых партнеров - холдинг Global Spirits, что дает Brooklyn возможность держаться в ценовой стратегии EDLP (Every day low price).

Площадь типичного магазина Brooklyn - от 70 до 100 кв. м, а базовая сумма инвестиций на открытие одной точки составляет 50 000 долларов. Инвестиции в собственные 93 магазина и партнеров по франшизе составили около 4,6 млн долларов. По словам Червняка, это без учета заработных плат сотрудников и затрат бэк-офиса. 

Совокупный оборот магазинов Brooklyn за пределами Украины в 2024 году достиг около 6,5 млн евро, говорит Черняк. По его словам, за этот период выручка украинской сети Brooklyn составила около 1 млн евро.

Бруклин 1 | 2

В ближайших планах сети до конца апреля 2025 года открыть четыре торговых точки в болгарской Софии, а в июле - в Кишиневе. Всего в 2025 году планируется открытие около 75 новых магазинов.

Сейчас Brooklyn ищет франчайзи в странах Балтии, Балканского региона, Израиля, Польши, Чехии и Венгрии.

Сеть Brooklyn стала частью созданного в 2024 году холдинга Very Nice Retail (VNR). Туда же вошла франшизная сеть Lelo drinks market в Грузии, магазины "Эконом+" в Запорожье и бары Veselka. Их запустил в начале 2024 года Одесский коньячный завод, который входит в Global Spirits.

Основателем VNR является сын Евгения Черняка - Иван Черняк, компания зарегистрирована в Бухаресте, о чем свидетельствуют данные Национальной системы деловой информации Румынии.

Торговой маркой Brooklyn в Украине владеет кипрская GSH Trademarks Limited, которая также является владельцем ТМ Shustov, "Мороша", Oreanda, свидетельствуют данные Украинского офиса интеллектуальной собственности. 

Я не бенефициар и не владелец Very Nice Retail, - говорит основатель Global Spirits Евгений Черняк.

С кем магазины Brooklyn будут конкурировать в Украине?

Brooklyn - не первая сеть, которую развивают производители алкоголя в Украине. Компания Bayadera начала развивать собственную розницу в 2019 году. На 2025 год сеть насчитывает шесть магазинов-складов Wine Wine by Winehouse, онлайн-магазин и два розничных магазина под брендом Bayadera.ua. Но лидерами рынка являются специализированные продавцы алкоголя Goodwine и BadBoy, "Вина Мира" и "Чарка к празднику", говорится в списке Forbes Ukraine от октября 2024 года. 

Совокупная выручка от реализации ликеро-водочной продукции за 10 месяцев 2024 года выросла на 24,5%, до 119,4 млрд грн, что почти равно показателю всего 2023 года, сообщал в ноябре 2024 года в своем Telegram-канале глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Для нового игрока место на рынке найдется, - считает коммерческий директор сети магазинов Vino&Vino Александр Пирсиков. 

Читайте также: Суд рф конфисковал активы украинской алкогольной компании Bayadera Group

По его словам, культура потребления алкоголя в Украине постепенно меняется. Как он считает, исторически мы "водочная" страна, но молодое поколение потребителей отдает предпочтение менее крепким напиткам.