Супермаркет или магазин "возле дома": что выбирают украинцы

В Украине среди гигантов торговых сетей годами работают минимаркеты обычно они расположены прямо во дворах многоэтажных домов и очень популярны в новых ЖК. По условным подсчетам, в настоящее время в стране работает около 22 000 магазинов формата "возле дома". 

Анна Луганская, директор по маркетингу сети супермаркетов VARUS, рассказывает, в чем секрет успеха таких магазинов и смогут ли они конкурировать с классическими супермаркетами.

В конце декабря вы открыли еще один магазин VARUS в Одессе, на этот раз он в формате "возле дома". Такой формат действительно может конкурировать с классическими супермаркетами?

Ранее украинцы не выделяли фаворитов среди сетей магазинов и могли посещать около трех разных торговых точек в поисках необходимых продуктов. Сегодня же стиль жизни украинского покупателя стремится к экономии времени. Именно поэтому формат магазина у дома является наиболее удобным для клиента. Непосредственная близость к квартире или работе позволяет делать покупки, несмотря на наличие автомобиля. Более того, поход в "привычный" магазин сокращает время самих покупок, так как вы уже знаете, где находятся продукты, ориентируетесь в ассортименте товаров и их размещении в зале.

photo 2024 01 04 14 08 54 | 1

В декабре мы открыли магазин в формате "возле дома" в одном из ЖК в Одессе наше второе открытие в Одессе за прошлый год. VARUS еще только начинает бороться за сердца одесситов. Очень ответственно влюблять в себя с первого взгляда. Второго шанса не дадут, потому что наши клиенты очень требовательны. Кстати, это наш первый магазин в новом дизайне "Как дома!" Дизайн долго жил на визуализациях, и это первый его выход в свет. Дизайн формата супермаркета мы разработали вместе со студией YUDIN Design.

photo 2024 01 04 14 08 58 | 2
photo 2024 01 04 14 08 35 1 | 3

Не секрет, что спрос на магазины "у дома" в Украине ежегодно растет. Что влияет на выбор клиента, в какой магазин пойти?

Чтобы ответить на этот вопрос, просто смоделируйте ситуацию: куда вы пойдете, если у вас случайно кончился необходимый для приготовления продукт, или резко перегорела лампочка; куда вы отправитесь с готовым списком продуктов, рассчитанным на неделю? Минимаркеты у дома это быстрое решение неотложной потребности, а супермаркет с широким ассортиментом это решение, которое поможет планировать финансы и закупать большие объемы продуктов за один раз.

Но стоит сказать, что, удачное расположение это еще не все. На финальный выбор влияют и другие факторы начиная от уровня цен и широкой линейки товаров, заканчивая сервисом, программой лояльности и репутацией самого бренда. 

Также необходимо ориентироваться на настроения клиента, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств. 

С началом полномасштабной войны, украинцы в основном экономили, покупая только товары первой необходимости. По данным Deloitte, 33% потребителей стали меньше тратить на продукты, в других категориях этот показатель доходил до 86%. Уменьшилось среднее количество продуктов в чеке и время, проведенное покупателем в магазине. 

Однако в 2023 году наши люди уже адаптировались к новой реальности и ситуация изменилась: летом индекс потребительских настроений увеличился на 7 пунктов. Клиенты снова начали интересоваться разными товарами, включая то, на чем раньше экономили. Понятно, что минимаркеты в большинстве своем не способны удовлетворить такой спрос из-за ограниченных площадей и меньшего ассортимента, поэтому потребность в крупных супермаркетах не исчезнет

Каково преимущество магазинов формата «возле дома», если сравнивать с супермаркетом?

Доступность и скорость главные преимущества такого формата. Минимаркет станет отличным вариантом для людей с напряженным графиком; родителей, которые не могут надолго оставить ребенка одного; людей, работающих на месте и т.д. Более того, магазин у дома будет востребован в небольших населенных пунктах, где не так много крупных супермаркетов.

photo 2024 01 04 14 08 44 1 | 4

Запускать малые форматы магазинов действительно легче и дешевле?

Подобный формат магазина не требует большой площади, на ремонт такого помещения уйдет значительно меньше времени, чем ремонт супермаркета. Более того, команда магазина у дома не будет насчитывать большое количество работников и сможет предложить рабочие места людям, живущим в этом районе. Минимаркеты имеют значительно более высокий товарооборот на квадратный метр, чем супермаркеты, и тем более гипермаркеты. Данный формат выгоден как владельцам бизнеса, так и покупателям.

Что будет дальше? Будут ли большие сети изменять фокус развития и открывать больше магазинов у дома?

Следует иметь в виду, что супермаркеты и минимаркеты это принципиально разные истории, которые имеют целью покрытие различных потребностей, а иногда даже взаимодействуют с разными категориями покупателей. Так что одно не должно исключать другое, не стоит делать ставку только на один формат. Наиболее оптимальный подход - комбинировать разные форматы.

photo 2024 01 04 14 08 39 1 | 5

Каким был 2023 год и какие планы у VARUS по открытию новых торговых точек на 2024 год?

В прошлом году мы возобновляли работу наших магазинов в Донецкой области, закрытых с началом полномасштабного вторжения, открыли новый супермаркет в Одессе и Желтых Водах и магазин в формате "у дома" в Одессе. Планы на 2024 год у компании очень амбициозные, масштабирование и закрепление в Центральном и Южном регионах.

 Читайте также: Декабрь 2023-го стал рекордным по продолжительности тревог в рабочее время ТЦ (исследование)

Мы работаем в постоянно меняющейся сфере, поэтому наша задача — предусмотреть эти изменения, адаптироваться к ним, оптимизируя процессы и повышая уровень обслуживания — и благодаря этому становиться лучше для своих клиентов.