Сокращение сотрудников и закрытие проектов: что происходит с техногигантом Amazon

Мировой гигант онлайн-торговли Amazon вынужден сокращать десятки тысяч своих сотрудников, а также направления деятельности.

Компания является вторым крупнейшим частным работодателем в США и теперь увольняет 27 тыс. корпоративных сотрудников, включая тех, которые работают в ключевых отделах, таких как облако и реклама.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что эра непрерывного роста компании подходит к концу. За 30 лет своей деятельности Amazon стал не только продавцом, но и доставщиком и даже производителем.

В корпорации работает примерно 1,3 млн сотрудников, в 2022-м годовой доход достиг более 500 млрд долларов. Amazon имеет множество бизнесов в области продовольственных товаров, транспортировки, финансов и здравоохранения.

Первые звоночки

Первые признаки проблем в системе появились прошлым летом. Тогда компания сообщила, что за время пандемии коронавируса набрала слишком много кадров и расширила логистические операции. Поэтому необходимо сократить персонал и замедлить рост.

Amazon стал лидером по сокращениям среди технологического сектора. Шесть исполнительных директоров на условиях анонимности рассказали, что это сильно отразилось на моральном духе сотрудников.

Спикер компании Брэд Глассер заявил, что Amazon надеется "обеспечить важные изменения в долгосрочной перспективе" и видит возможности для роста в:

  • Amazon Web Services;
  • рекламе;
  • Prime Video;
  • здравоохранении;
  • супутниковом интернете;
  • автономном транспорте.

Ключевым принципом компании всегда была бережливость, которая иногда заходила слишком далеко. Например, когда в логистической сети и на складах компании больше ценилась скорость, чем безопасность, что расследовали мировые СМИ.

Теперь Amazon стремится еще больше экономить.

Ключевые изменения

Основатель компании Джефф Безос 30 лет назад продвигал идею о том, что компания не обязательно должна быть прибыльной и она может стать невероятно дорогой, тратя деньги на быстрый рост.

Теперь все изменилось, Amazon – зрелая компания под другим руководством и с акционерами, ожидающими реальные прибыли. Рыночная стоимость компании за время пандемии выросла до 2 трлн долларов, а в ноябре прошлого года упала менее чем 900 млрд. долларов.

Гендиректор Amazon Энди Джесси во время последнего отчета заявил, что его "радует результат, дающий сокращение расходов".

Если учесть наши инвестиции и инновации в некоторых отраслях, связанных с опытом пользователей, то можно с оптимизмом смотреть в будущее, – сказал он.

Кроме этого, клиенты начинают возвращаться в физические магазины и многие обозреватели заметили, что опыт шопинга на Amazon стабильно ухудшается.

Юозас Казюкенас с сайта Marketplace Pulse отмечает, что вместо того чтобы помогать или рекомендовать продукты для улучшения опыта пользователей, Amazon отдал почти весь сайт под рекламу.

У компании так мало серьезной конкуренции, что она не нуждается в инновациях, – считает обозреватель.

Amazon Web Services

Хотя Amazon известен именно своей электронной торговлей, самым прибыльным бизнесом компании является облачное подразделение Amazon Web Services (AWS).

Но его рост стремительно снизился, когда банки, стартапы и медицинские компании сократили свои затраты на технологии. Это направление все равно растет, но уже не так быстро, как всегда, отмечает бывший аналитик AWS Крис Гон.

Amazon объяснил это инвесторам результатом замедления экономики. Тем временем компания вынуждена искать дополнительные способы урезать расходы.

К примеру, в 2022 году компания:

  • сократила часть работников, занимавшихся Alexa;
  • закрыла проекты в таинственном инкубаторе Grand Challenge;
  • прекратила работу над работами и дронами-курьерами на автопилоте;
  • закрыл физические магазины.

Соучредительница и управляющая партнерша Kwontified, консультирующая оптовых продавцов Amazon рассказала, что ритейлер резко снизил размер заказов и одновременно увеличил процент продаж, который он берет как комиссию. Тем самым компания пытается выжать из всего как можно большую маржу.

Было много сложных и очень напряженных обсуждений, но Amazon – это все еще 400-килограммовая горилла в онлайн-торговле. Что ты будешь делать, если не будешь продавать на Amazon?”, - говорит она.

Между тем, в Amazon утверждают, что проводят с брендами открытые обсуждения и пытаются найти решения, которые будут финансово выгодными для всех.

Аптеки, стриминг и логистика

Также ритейлер пересматривает свои покупки. Коснулось это и стриминговой платформы Twitch, которую Amazon купил в 2014 году. В марте этого года основатель платформы сообщил, что уходит из компании, а через четыре дня Amazon сказал, что сократит сотни сотрудников стриминга.

Никак не может раскачать Amazon Pharmacy, которую Amazon создал на базе стартапа Pillpack. По словам бывших сотрудников, увеличить интерес к своей аптеке компания пыталась с помощью дисконтной подписки RxPass. Но запустить опции, которые сделали бы сервис популярным Amazon так и не смог.

Логистика аптечного бизнеса оказалась слишком сложной для техногиганта, компания не способна доставлять лекарства имеющейся логистической сети. При этом интеграция технологий Pillpack в ПО стала сложным и кропотливым процессом для Amazon.

Позже бывшие сотрудники рассказали, что компания недооценила сложность управления аптечным бизнесом.

На пике своего развития Amazon открывал новые пункты доставки или центры исполнения заказов каждые несколько недель. Теперь запуск десятков новых объектов был отложен или вообще отменен.

Кроме этого откладывается строительство второй штаб-квартиры в Арлингтоне, Вирджиния и корпоративных офисов в Нэшвилле. В то же время компания уверяет, что долгосрочные планы на Виргинию не изменились.

Также Amazon закрывает колл-центры в США и переводит работников на дистанционные должности. На этой неделе компания известила о возможном закрытии центра поддержки в Ирландии.

Продуктовые магазины

Большие надежды Amazon возлагал на то, что технология "Просто выходи" в сети Amazon Go будет способствовать большому успеху среди клиентов.

Но результат достаточно скромный, из-за чего компания решила закрыть все магазины сети в Сан-Франциско.

Также ритейлер отложил открытие супермаркетов Amazon Fresh в США, но подчеркнул, что продовольственные магазины остаются значительной частью бизнеса и имеют большие возможности.

Источник: The Washington Post

Читайте также: Apple запускает собственный сервис оплаты по частям