Скандал с PepsiCo: почему компания игнорирует тему войны в Украине и будут ли за это последствия

Осенью 2023 года международная корпорация PepsiCo искала новое рекламное агентство в Украине и для потенциального партнера выдвинула несколько основных требований. Среди них был и запрет упоминать в рекламе войну, разрушения, а также поддержку Украины и ее Вооруженных Сил. Также нельзя использовать любую информацию, которая имеет "негативную окраску и создает ощущение опасности".

До этого компания уже была внесена в список международных спонсоров войны НАПК, но ее продукция до сих пор свободно продается в украинских супермаркетах. Как скандал с упоминаниями о войне может повлиять на деятельность PepsiCo и почему фирма выбрала такую политику, разбиралось издания Forbes.

Подход к коммуникации

Топ-менеджер международной компании, которая работает в FMCG-сегменте и имеет представительство в Украине на правах анонимности рассказал, что компания пытается одновременно не потерять российский рынок и сохранить - украинский.

Продолжая работу в рф, PepsiCo боится, что коммуникация о поддержке Украины помешает ее бизнесу в стране агрессоре.

Компания пытается усидеть на двух стульях - не выходит с российского рынка, но и остается - на украинском, - говорит CEO креативного агентства Grape Юрий Гладкий. 

Из отчетностей производителя следует, что выручка в рф примерно в 10 раз выше украинской, также, добавил неизвестный топ-менеджер, ассоциация с войной и страданиями еще никогда не шла на пользу бренду, поэтому PepsiCo избегает этих тем.

Пока официального комментария по этому поводу PepsiCo не предоставила.

Консультант по стратегическим коммуникациям Ярина Ключковская говорит, что такими запретами PepsiCo пытается минимизировать свои репутационные риски. По ее словам, аналитики инвесткомпаний, которые формируют "финансовую погоду" для публичных компаний, имеют специальные алгоритмы, которые анализируют пространство на наличие различных рисков, среди которых коррупция, преступность, кражи, терроризм, диктатура и война.

Бизнес PepsiCo в Украине

Производитель культового напитка является одной из крупнейших компаний в мире, PepsiCo представлена в 200 странах, а в 2023-м ее выручка достигла 86,3 млрд долларов.

После начала полномасштабной войны компания объявила о приостановке производства и продаж в рф, однако спустя 11 месяцев не сделала никаких существенных шагов для выхода с рынка агрессора.

В последние 15 лет PepsiCo имеет тенденцию создавать один маркетинг-департамент в head-office для работы на несколько рынков, говорит неизвестный топ-менеджер одной из международных компаний.

Слабая сторона этого - маркетолог, который сидит в Женеве, не имеет никакого представления о том, чем живут и дышат украинцы, - добавляет он.

Юрий Гладкий из Grape говорит, что обычно такие бренды имеют контракты с сетевыми агентствами.

Могут ли быть последствия?

Если в ближайшее время не будет динамики развития этого скандала, он станет просто очередным "выхлопом", уверен анонимный топ-менеджер.

Чтобы компания почувствовала репутационные риски на собственном кармане должен быть массовый бойкот, уверена Ключковская, однако, по ее мнению, в Украине массовых бойкотов, которые приводили бы к таким результатам еще не было.

Читайте также: "Каждую неделю вносим новую компанию". Сколько бизнесов уже оказались в списке спонсоров войны НАПК

Значительно больнее будет, если компанию в своей речи упомянет важный стейкхолдер - например, Зеленский, который призвал Nestle покинуть россию.

А Юрий Гладкий из креативного агентства Grape предлагает к рекламе брендов, которые продолжают работать в рф добавлять соответствующий дисклеймер.