Что будет с ТРЦ в Украине и чего ждать ритейлу в 2025 году - мнение

Сегодня ТРЦ являются не только популярными местами для шопинга и досуга, но и важной частью экономики страны. Ритейл, как одно из основных направлений ВВП Украины, напрямую влияет на занятость, инвестиции в торговый бизнес и покупательную способность.

С начала полномасштабной войны ТРЦ прошли значительный путь трансформации. Председатель правления Mandarin Plaza Group (Lavina Mall, Blockbuster Mall, Mandarin Plaza, Ocean Mall) Александр Черницкий в колонке для NV проанализировал тенденции современного рынка и поделился собственными прогнозами на 2025 год.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Украинский ритейл в 2025 году

По словам эксперта, мировая розничная торговля, несмотря на политическую и экономическую нестабильность, все же продемонстрировала устойчивость. По итогам прошлого года выручка ритейлеров выросла от 1 до 9%.

В Украине, конечно, ситуация сложнее. Впрочем, в конце 2023 года мы уже вышли на довоенные показатели по объемам товарооборота. Опираясь на эти данные, Черницкий выделил основные тенденции ритейла в ТРЦ, на которые стоит опираться в следующем году.

Рост спроса на товары украинского производства

В начале войны основные международные ритейл-компании вышли с рынка, это стало толчком для украинских брендов. Соответственно, это побудило ТРЦ выделять украинскому производителю больше места. 

Я прогнозирую рост этой доли в 2025 году на 10-15% арендных площадей. Замечательный показатель для национальной экономики, ведь он способствует снижению зависимости рынка от товаров импорта. И программа от Министерства экономики "Сделано в Украине" (забрендировано уже более 26 млн товаров) имеет свое влияние, - отмечает директор девелоперской компании.

Энергоэффективная модернизация

 Из-за возможных обесточивания зимой и растущих тарифов на электроэнергию, ритейл инвестирует в альтернативные источники - солнечные панели, системы рециркуляции воды при производстве и тому подобное. Такая модернизация уже влияет на потребление и существенно отражается на операционных расходах, в том числе и в самих ТРЦ. 

В деньгах спрогнозировать трансформацию на 2025 год трудно, ведь мы сейчас находимся в этом процессе. Но то, что внедрение "зеленых технологий" повышает привлекательность украинских ТРЦ для международных арендаторов - это факт, - подчеркивает Черницкий.

Рост арендных ставок

В прошлом году многие ритейлеры отказывались от уплаты фиксированной аренды и шли путем перевода платежей на отчисления процента от товарооборота. Сейчас настроена гибридная модель, но часть ТРЦ работает уже только по арендной ставке. 

Прогнозирую, что ставка будет расти и в 2025 году (наблюдаем на 10-15% и более после возвращения брендов Inditex), потому что в целом растут цены на коммерческую недвижимость. Также отмечу некоторые изменения в сотрудничестве ТРЦ и ритейла - стало больше краткосрочных контрактов, чего не было раньше. А это открывает возможности для молодого бизнеса, - добавляет эксперт.

"Последняя миля" + интеграция с e-commerce

ТРЦ все больше интегрируются с доставкой "последней мили". По мнению спикера, в 2025 году еще больше моллов трансформируются в определенные логистические узлы и пункты самовывоза для онлайн-заказов. 

Например количество покупок в онлайне категории "Одежда и обувь" уже выросло по сравнению с прошлым годом на 74% (в 2025 будет еще больше), и часто покупатели заказывают доставку именно в офлайн-магазины, как пункты самовывоза. Это говорит об омниканальной модернизации ниши, ведь ритейл с каждым годом все больше средств инвестирует в e-commerce.

ТРЦ как концепция многофункционального пространства

Шопинга покупателям уже недостаточно, поэтому молы адаптируют помещения для социализации, досуга, строят коворкинги и тому подобное. В Европе и США такая модель давно стала нормой, где 40-50% площадей занимают рестораны, кинотеатры и зоны развлечений. В Украине этот показатель к 2025 году может вырасти, думаю, до 30-35%, что потребует дополнительных инвестиций, - резюмировал Александр Черницкий.

Как ТРЦ побуждают международные бренды выходит в Украину

Несмотря на пессимистические прогнозы некоторых экспертов, Департамент стратегического планирования и макроэкономического прогнозирования говорит о реальном росте ВВП в 2025 году на 3.5%. 

Если говорить именно о ритейле, то его доля в общем объеме ВВП, по мнению Черницкого, вырастет на несколько процентов, ведь магазины в целом показывают положительную динамику. 

Для того, чтобы эта индустрия росла и в дальнейшем, нужные помещения - особенно в Киеве. Однако в коммерческую недвижимость сегодня мало кто вкладывает средства.

Ритейлерам нужно дать пространство, поэтому и так важно открывать новые ТРЦ. Здесь речь не только о дополнительных квадратных метрах, мы говорим о побуждении новых иностранных брендов к тому, чтобы они запускали бизнес в Украине, в сложные для нашей экономики времена. Это не кредиты или гранты, это значительные международные инвестиции, которые будут аккумулироваться в стране, - объясняет он.

Три совета ритейлерам на 2025 год

Конкурируйте. В Украину планируют заходить крупные международные бренды, но важно понимать, что украинский производитель производит товары не хуже, чем в Европе и США и именно отечественное производство дает экономике нужную перспективу.

Будьте омниканальными. Интегрируйте онлайн-продажи с физическими магазинами. Основная связка - маркетинг: из офлайна ведите покупателя в онлайн и наоборот.

Читайте также: О полном восстановлении говорить рано. Индекс самочувствия ритейла (RWBI) снова вырос в декабре 2024 года

Помогайте покупателям сэкономить. Сегодня на скидки обращают особое внимание, ведь в Украине все же приоритет на базовые потребности. Продумайте, как вы можете транслировать программу сбережений.