Сергей Мизин, управляющий кременчугским ТЦ Амстор: "Ни один из довоенных критериев безопасности не учитывал попадания ракет с ТЦ"

В интервью РБК-Украина Сергей Мизин, управляющий кременчугского ТЦ Амстор, который стал целью российской ракеты, рассказал, почему произошел теракт, как должны измениться стандарты безопасности и какие выводы должны сделать власти, регуляторы и сам бизнес.

В первые дни войны, когда украинцы еще находились в шоковом состоянии, ТЦ Амстор был закрыт. Но после первых недель сопротивления агрессору стало понятно, что бюджет страны должен наполняться, поэтому работа торгового центра была возобновлена.

«ТЦ Амстор – это около 300 рабочих мест для арендаторов и админперсонала, еще десятки людей в сервисных компаниях, которые обеспечивают нашу с арендаторами деятельность. Это означает, что несколько сотен кременчужан имеют работу, а более тысячи членов их семей благодаря этому имеют средства к существованию. Все мы — ТЦ Амстор как таковой и арендующие у нас площади предприниматели — платим налоги в местный и государственный бюджет. И вся эта сложная деловая экосистема ТЦ генерирует миллионы гривен доходов в бюджет. Мы не имели права просто выключить все рубильники, повесить на двери замки и разойтись по домам», — отмечает Сергей Мизин.

По его словам, после того, как бизнес столкнулся с новой реальностью, от самих арендаторов ТЦ начали поступать призывы о возобновлении работы. Ведь для многих кременчугских семей их бизнес-площадки в Амсторе – это единственный источник доходов и средств к существованию.

В первые недели войны количество и арендаторов, и посетителей уменьшилось. Но в последние несколько месяцев произошла адаптация людей и бизнеса к новой реальности — люди научились в ней жить: количество посетителей стало постепенно увеличиваться.

Теракт в ТЦ: как все было

27 июня во время воздушной тревоги ТЦ закрылся на входе для посетителей, выходить можно было свободно. Находившиеся в здании имели выбор: пройти в безопасное место, определенное городской и военной властью, или покинуть торговый центр. Началась эвакуация.

«Никто не ожидал трагедии, если бы люди имели в сознании этот риск, скорее бы эвакуировались. Но прямой прицельный ракетный удар по ТЦ среди бела дня — такой акт геноцида украинцев не мог допустить даже самого яростного параноика. До ракетного удара по нашему ТЦ подобные гражданские объекты обстреливали только в зонах боевых действий или ночью – там не было или почти не было людей», – рассказывает управляющий кременчугского ТЦ.

amstor1 | 2

Избежать ужаснейшего сценария удалось благодаря решению не закрывать дверь на выход. Многие посетители успели воспользоваться возможностью и покинуть ТЦ, не тратя время на поиск эвакуационных выходов.

Действительно ли администрация решила не закрывать ТЦ во время воздушной тревоги?

После инцидента в ТЦ СМИ показали сообщение руководства администрации ТЦ о том, что он не закрывается на время воздушной тревоги. Как пояснил Сергей Мизин, информация касалась не продолжения работы магазинов, а означала эвакуацию посетителей через обычные выходы (не только эвакуационные).

«Эвакуировать как можно больше людей легче всех открытых дверей ТЦ, а не только с эвакуационного выхода. Именно это мы и имели в виду. Людям гораздо проще пройти в безопасную зону или просто выйти из здания к любому выходу, чем искать эвакуационный маршрут. Арендаторы, работающие в ТЦ, четко интерпретировали полученное от нас сообщение. Также верно его интерпретировала охранная компания – людям помогали покинуть ТЦ или перейти в безопасное место внутри него», – объяснил Мизин.

Критерии безопасности в ТЦ военного времени

По словам управляющего ТЦ Амстор, нормы и стандарты безопасности кроме самого торгового центра есть и у каждого арендатора: на случай непредвиденных событий у каждого есть свои стандарты, правила эвакуации — продуманные эвакуационные коридоры и выходы. Например, на одного сотрудника администрации ТЦ приходится 25 сотрудников арендаторов.

Соотношение к количеству посетителей постоянно меняется, поскольку есть пиковые часы и дни посещения ТРЦ, а есть время минимального трафика. Но, как отмечает Сергей Мизин, все эти правила и стандарты продуманы по безопасности в мирное время. Правила жизни в условиях войны каждый из предпринимателей и государство как регулятор нарабатывали в последние месяцы.

«Ни один из критериев безопасности, существовавших до 24 февраля 2022 года, не учитывал попадания ракет по ТРЦ. Обычно для мирных условий численность посетителей и другие критерии безопасности, например, противопожарной, рассчитываются исходя из размера ТРЦ, его планирования, емкости и многих важных факторов. Никто никогда не учитывал фактор сумасшедшего соседа, ведущего против нас террористическую войну и цинично обстреливающего объекты гражданской инфраструктуры, где могут находиться сотни или тысячи мирных людей», — подчеркнул руководитель торгового центра.

amstor2 | 3

Он добавил, что даже документы или рекомендации, которые были или есть от государства для бизнеса, в некоторых случаях не всегда соответствуют реальности из-за отсутствия опыта. Поэтому украинцам приходится приобретать его даже такой страшной ценой.

Практические выводы для каждого

Сергей Мизин уверен, что всем — бизнесу, людям, власти и государственным регулирующим структурам еще только предстоит все проанализировать и внести необходимые корректировки в практику.

«Выводы же предельно просты: не следует игнорировать сигналы тревоги – перемещайтесь в укрытие или в безопасное место. Владельцам зданий: обеспечите максимально полную и доступную информацию о ближайших укрытиях и как туда быстро добраться. А наилучшим регулированием на государственном уровне я бы назвал усиление обороноспособности страны. Дальше люди и бизнес адаптируются, основываясь на требованиях здравого смысла и безопасности», — заверил Мизин.

Читайте также: Правила работы ТРЦ во время войны: рекомендации ГСЧС Украины