Ритейл во время войны: каким был оборот украинских розничных сетей в 2022-м

Украинские ритейлеры уменьшили выручку почти на 300 млрд грн, по сравнению с довоенным 2021 годом, но отрасль до сих пор остается критически важной для функционирования экономики страны.

Об этом свидетельствует исследование Ассоциации ритейлеров Украины на основе данных финансовой отчетности компаний в сфере розничной торговли об обороте сетей в 2022 году.

Доход компаний прогнозируемо сократился, по ритейлерам сильно ударили оккупация, мародерство, ракетные обстрелы, воздушные тревоги и перебои с электроснабжением.

Если в 2021 году выручка сетей составляла 1,44 трлн грн, то в 2022-м этот показатель равнялся 1,16 млрд грн. И это без учета инфляции, отмечают в исследовании.

Что интересно, из общего товарооборота торговых сетей почти две трети – 64% – обеспечили компания-члены Ассоциации ритейлеров Украины. В абсолютных цифрах их выручка составила более 740 млрд грн, из которых почти 150 млрд грн пришлось на ведущего продуктового оператора Украины – корпорацию АТБ, - отметили RAU.

oborot stranica 1 | 1

Продуктовый ритейл

Именно эта отрасль розничной торговли генерировала самые большие обороты в бурном 2022 году.

Многие воздержались от покупок одежды или украшений, вот еду покупать вынуждены все стабильно.

Другою, за товарооборотом після АТБ є мережа “Сільпо” з показником 70 млрд грн доходу, далі розташувалися “Фора” і Metro Cash&Carry.

top 12 2 | 2

Другие сферы

Первым среди непродовольственных операторов является маркетплейс Rozetka, но платформа уступает лидеру почти на порядок.

Вторым по обороту сектором в розничной торговле стали автозаправочные комплексы. Они получили 214 млрд грн дохода, что втрое меньше, чем продуктовый ритейл, но вдвое больше аптечного.

Представители последнего заработали 103 млн грн. И это один из двух секторов, где члены RAU обеспечили менее половины суммарной выручки.

В других торговых сетях ситуация сложная. Во время полномасштабной войны потребители экономили на всем, поэтому выручка компаний заметно снизилась. Так, непродуктовые операторы наторговали на 68 млрд грн, магазины техники и электроники – на 59,7 млрд грн, сети одежды и обуви – на 16 млрд грн, ювелирные магазины – на 995 млн грн, – отметили в RAU.

Это связано в частности с массовой миграцией населения за границу.

Oborot-Stranica-2-2048x1448
Oborot-Stranica-3

Также в исследовании подчеркивается, что компании-члены RAU занимают заметную долю в общем товарообороте сетей. Больше всего они представлены в ювелирной отрасли (79%), автозаправки, являющиеся членами RAU, обеспечивают 71% общей выручки сектора, магазины техники и электроники – 69%, продуктовые ритейлеры – 63% и т.д.

RAU