Суд арестовал облигации ТРЦ Lavina Mall на 1 млрд. грн.
Прокуроры инициировали арест облигаций Lavina Mall почти на миллиард гривен. ТРЦ обвиняют в отмывании денег, владельца называют гражданином России, а также в схеме упоминают ряд финансовых компаний и Нацкомиссию по ценным бумагам.
Цель ареста
Один из крупнейших в Киеве ТРЦ Lavina Mall, который пострадал от авиаудара российских оккупантов, возобновил работу 10 мая. На следующий день киевский суд арестовал выпущенные в 2018-2019 годах облигации ТРЦ на 962 млн. грн. Причина - подозрение в фальсификации финансовой отчетности и отмывании денег.
Инициатором ареста выступила Киевская городская прокуратура. Там попросили наложить арест на облигации ТРЦ в рамках расследования Нацполицией схемы с якобы незаконным использованием ценных бумаг. По версии следователей, ряд финансовых компаний, используя облигации ООО "ТРЦ Лавина", фальсифицировали свои показатели и выводили деньги в теневой оборот, а сам центр с помощью выпуска уничтожал и минимизировал налоги.
Суть обвинений
В июне 2018 года ТРЦ решил выпустить процентные именные облигации на сумму 961,7 млн. грн. В проспекте эмитента указано, что вырученные средства должны были пойти на обеспечение хозяйственной деятельности.
В частности, 500 млн грн планировалось потратить на достройку второй очереди ТРЦ, а 462 млн - на погашение части долга (около $17,7 млн из $65 млн) перед компанией-владельцем торгового центра - Iksoria Business Limited (Кипр). По данным публичных реестров, конечным бенефициаром которой является Вагиф Алиев.
Однако по версии следствия, поддержанной судом, "организованная схема по выпуску облигаций ООО "ТРЦ Лавина" осуществлялась с целью увеличения расходов и уменьшения налоговой нагрузки на предприятия в виде уплаты процентов по облигациям по нерыночным ставкам".
Далее эти облигации покупались и продавались финансовыми компаниями и физлицами на внебиржевом фондовом рынке с большими скидками или наценками. Цены на них колебались от 0,01 до 1500% от номинала. То есть облигацию за 1000 грн, например, можно было купить за 10 грн и продать за 1,5 млн грн, заработав огромную прибыль.
Так формировались фиктивные доходы и средства. В суде вспомнили девять "страховых компаний" с тремя контролирующими лицами, "вступив в сговор с должностными лицами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР)", использовали схему для фальсификации своих нормативов.
В деле фигурируют ООО "И-Нвест", ООО "КУА "Интереда", ООО "ФК "Первый финансовый посредник", ООО "КУА "Паскаль", ООО "Баккет", ООО "Сигнифер", ЧАО "Мастер Брок", РК "Приднепровье" и ООО "ИК "Говерла". Большинство компаний имеют ряд из 5-10 бенефициаров с 20\10-процентными долями, которые повторяются. Некоторые уже успели изменить названия и находятся только по коду ЕГРПОУ.
В свою очередь, ТРЦ Lavina Mall, по версии правоохранителей, тратил свой доход на обслуживание облигаций по завышенным ставкам и платил меньше налогов, а финкомпании в сговоре со служащими НКЦБФР якобы выводили эти средства в тень.
Аргументы за и против
В качестве доказательства своей правоты правоохранители указывали, что за последние три года ТРЦ показывал снижение доходов, а в 2020 году вообще потерпел убытки. Причина, по мнению силовиков, заключается в нерыночных ставках доходности.
Также правоохранителями отмечается, что по данным ресурса opendatabot.ua и YouControl, конечный бенефициар Lavina Mall, украинский бизнесмен туркменского происхождения Вагиф Алиев считается гражданином России.
С другой стороны, причина падения доходов может быть прозаичной - рыночные условия и пандемия COVID-19. В 2018 году (время выпуска облигаций) Lavina Mall впервые вышел на чистую прибыль, которая начала сокращаться уже в следующем году. Несмотря на существенный рост чистого дохода в 2019 году (на 22%), расходы ТРЦ росли быстрее (на 32%). А в 2020 году "другие операционные расходы" сразу выросли почти вчетверо по сравнению с предыдущими годами. В пандемический год ТРЦ, очевидно, потерпел убытки.
Финансовые расходы, из-за завышения которых, по версии правоохранителей, ТРЦ оптимизировал налогообложение, в 2018-19 годах росли в среднем на 70%, а в 2020-м - на 20%. Значительную часть финансов руководство Lavina Mall тратило на выплату долгов своему владельцу без получения прибыли.
В то же время, эксперты обращают внимание на отсутствие в решении суда упоминаний о конкретных сделках, где цена колебалась в пределах 0,01-1500%. По данным на сайте SMIDA, цены на облигации вне биржи колебались от 824 до 1025 грн, то есть 82-103% от номинала.
Теоретически, как отметил руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий, облигации могли бы проходить вне поля зрения регулятора, но в решении судьи не сообщается источник такой информации. Кроме того, прикрываясь общей фразой "цена на такие ценные бумаги на внебиржевом фондовом рынке Украины колеблется", можно требовать ареста любых облигаций.
Хотя действительно подобные выпуски облигаций интересны не только как способ привлечения средств для финансирования строительства, а как одно из известных средств оптимизации налогообложения.
Также интересно, что указанные правоохранителями компании отсутствуют в реестрах и перечне небанковских учреждений и других участников рынков финансовых услуг, контролируемых НБУ. Следовательно, они могут считаться страховыми компаниями. В то же время пока в НКЦБФР и в ТРЦ Lavina Mall никак не комментируют сложившуюся ситуацию.