Работа у линии фронта: как ритейлу запускать новые магазины и в чем нуждаются украинцы (опыт Rozetka)

С начала полномасштабного вторжения Rozetka смогла открыть 13 новых магазинов в прифронтовой зоне, сейчас это уже 39 точек, где работает 171 человек.

Директор сети оффлайн-магазинов Rozetka Елена Заболотная объясняет, что хотя на первый взгляд, может показаться, что новость об открытии магазинов не более чем пиар-шаг - это не так.

В колонке для NV Заболотная рассказала, почему бизнесу так важно работать в прифронтовой зоне, на что есть спрос в этих регионах и как это делать в вызовах сегодняшнего дня. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

Как работают магазины в прифронтовых областях?

С началом полномасштабной войны Rozetka потеряла четыре свои точки. Три из них - в Мариуполе, откуда, к счастью, успели эвакуироваться сотрудники, одну - в Бахмуте.

Кроме этого, вынуждены были приостановить работу в Покровске. Сотрудники тамошнего магазина сейчас устраиваются в Киеве и Харькове. 

Новые магазины начали открываться почти через год после начала большой войны, потому что мы почувствовали спрос. Первым стал магазин в Славянске. Далее, в июле 2023-го, Rozetka заработала в Краматорске, потом - в Константиновке и Дружковке. На работу, естественно, взяли местных жителей. Выросло количество магазинов и в Харькове, активно открываемся в Днепре, - говорит Елена Заболотная.

По словам директора направления, люди на прифронтовых территориях всегда радостно воспринимают открытие нового магазина. Так, в Херсоне, несмотря на мощные обстрелы, местные жители очень просили ритейлера открыться.

Что покупают на прифронтовых территориях?

Запросы клиентов на прифронтовых территориях отличаются от других городов Украины, там покупатели ориентируются на товары для безопасности и комфорта в сложных условиях. Покупают сразу много позиций, больше интересуются павербанками и зарядными станциями, гораздо активнее покупают с витрин.

Например, во Львове в ТОП-10 товаров входят: бумажные полотенца, зубная паста, виски, подушки для сна, швабра для мытья окон, товары для посудомоечных машин. Павербанк лишь седьмой в ТОПе.

В то же время на Харьковщине список возглавляют сразу пять павербанков, а также кабель для питания роутера от павербанка, газовый баллон, источник бесперебойного питания, светодиодная лампа с аккумулятором и реле напряжения.

К топу покупок относятся мобильные телефоны, напитки (кофе, минеральная вода, сладкая вода, энергетики), уходовая косметика, еда быстрого приготовления, консервы, батончики, зоотовары. Часто заказывают бытовую технику, вместе с ней покупают гарантийные сервисы.

Клиенты прифронтовых магазинов стали более осмотрительными в тратах: уменьшилась доля импульсивных покупок. Чаще всего составляют списки необходимого и стараются избегать непредвиденных расходов. Поэтому больше ориентируются на акции и скидки, готовы ждать выгодных предложений и искать альтернативные варианты, позволяющие сэкономить. На этом фоне маркетинговые стратегии, ориентированные на скидки и бонусы, становятся более эффективными для привлечения и удержания клиентов, - рассказывает Заболотная.

Кроме этого, потребители больше обращают внимание на качество товаров, их состав и происхождение.

Вызовы для ритейла в прифронтовых регионах

В прифронтовых городах Rozetka пытается работать в самых оживленных локациях, такие как базары или вокзалы.

Самый большой вызов - сделать все для безопасности покупателей и работников, поэтому в Харькове компания планирует не закрывать магазины, а переносить их в более безопасные места.

В Донецкой области в менее чем минутной доступности к магазинам с помощью местных властей обустроили бетонные укрытия.

На первый взгляд кажется, что из-за близости к фронту найти работников становится труднее. Но мы увидели обратную тенденцию. Например, в Донецкой области и в Харькове люди активнее откликаются на вакансии, чем в других местах. Причин может быть несколько. Например, многие люди вернулись домой после эвакуации в начале полномасштабного вторжения. А на фоне релокации бизнесов на запад Украины в прифронтовых осталось меньше рабочих мест», - рассказывает Елена Заболотная.

Читайте также: "АТБ" вынуждено закрыть последний магазин в еще одном прифронтовом городе

Директор сети заверила, что компания продолжит открывать новые магазины, ориентируясь на изменения линии фронта и возвращение украинских городов из оккупации.