Ритейлеры и ТРЦ призывают пересмотреть карантинные ограничения "красной" зоны для спасения бизнеса
10 ноября 2021 г. в информагентстве УНИАН состоялась пресс-конференция «Первые результаты работы ритейла и ТРЦ во время карантина», на которой представители Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров сообщили о падении посещаемости и продаж в торгово-развлекательных центрах и магазинах в регионах, где действуют ограничения «красной» зоны и призвали пересмотреть карантинные ограничения, чтобы избежать кризисной ситуации.
Предыдущие карантины показали, что не все торговые сети смогли восстановиться после жестких ограничений. Для того чтобы уменьшить негативные последствия карантина для ритейла и торгово-развлекательных центров и дать возможность отрасли продолжить восстановление, представители Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров призвали центральный и местные органы власти пересмотреть карантин, а именно:
місцева влада зобов’язати дотримуватись переліку карантинних обмежень, передбачених Постановою КМУ №1236 та не запроваджувати більш жорстких обмежень;
- Проанализировать эффективность работы открытых пунктов вакцинации;
- Те, которые не пользуются популярностью у населения, перенести в торговые центры с обеспечением постоянного наличия вакцин и врачей;
- Разрешить в "красной" зоне посещения ТРЦ, непродовольственных магазинов и других заведений, на которых распространяются ограничения, лицам, имеющим документ, подтверждающий получение одной дозы вакцины (желтый сертификат).
Основная проблема торговли - низкий процент посетителей. Несмотря на положительную динамику вакцинации, процент вакцинированного населения пока мал для полноценной работы торгово-развлекательных центров, fashion-ритейла и ресторанов, которые традиционно больше всего страдают от карантина. 16 областей Украины в "красной" зоне, и сейчас перед каждым ритейлером и торгово-развлекательным центром встал вопрос, как работать в условиях ограничений и целесообразно ли это. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
«Товарооборот магазинов non-food ритейла снизился от 60 до 80% по сравнению с периодом до введения ограничений. Требования ко всем посетителям иметь отрицательный результат ПЦР/экспресс-тестов или сертификат с двумя дозами вакцинации существенно снизили покупательскую активность, что неизменно приведет к очередному кризису в сфере торговли, в свою очередь государство недополучит налоги в бюджет», – добавил он.
По словам Павла Савчука, исполнительного директора ООО "Арго - Торговая сеть", продажи в магазинах сети "Арго" упали на 50-70%, больше всего пострадали крупные мультибрендовые магазины.
«Каждый локдаун истощает компанию. В марте 2020 года были накоплены резервы и кредитные ресурсы, запланированные под развитие. Каждый локдаун - это убытки, и для его компенсации компания использует эти резервы. Сейчас речь уже не о замедлении развития или периоде на восстановление, а о стабильности работы и выживании», – отметил Павел Савчук.
Со своей стороны, Ассоциация ритейлеров Украины и Украинский совет торговых центров сделали все для создания необходимых условий для вакцинации отрасли ритейла и девелопмента – и провели вакцинацию сотрудников торговли.
«Центры массовой вакцинации работают в более 100 торгово-развлекательных центрах. По состоянию на середину ноября в ЦИК торговых центров провакцинировано более 1 млн человек», - сообщил председатель правления Украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин.
В сети торговых центров "Эпицентр" с середины августа открыто 50 центров массовой вакцинации, осуществлено более 500 тыс. прививок. В Киеве действует по два пункта вакцинации в Эпицентрах на ул. Полярная и ул. Два пункта также работают в ТЦ в Краматорске.
«Открытие двух пунктов вакцинации в одном ТЦ помогает разделить две очереди: по записи и без предварительной записи. Мы можем обеспечить два таких центра вакцинации в каждом Эпицентре и обращаемся в органы власти с просьбой выделить медицинских работников для их открытия. Таким образом, темпы вакцинации будут происходить значительно быстрее и масштабнее. Ведь пункты в ТЦ с большим трафиком посетителей демонстрируют очень высокую динамику прививок», - отметил заместитель генерального директора, директор по розничной торговле компании «Эпицентр К» Владимир Гончаров.
Постоянные пункты вакцинации работают также в ТРЦ девелопера Arricano.
«Постоянный пункт вакцинации работает в ТРЦ РайON в Киеве. В среднем в день в таких пунктах вакцинируется 500-600 человек, в пиковые дни – 900 человек. Торгово-развлекательные центры Arricano в столице и региональных городах Украины посещают более 26,5 млн человек в год. А это значит, что ежемесячно более 2 млн человек систематически через каналы коммуникаций ТРЦ получают в понятной форме информацию о респираторном этикете, социальной дистанции, знакомятся с правилами гигиены и необходимости иммунизации», - отметила генеральный директор Arricano Анна Чуботина.
В торговых комплексах с большим трафиком доля случайно вакцинированных людей (то есть тех, кто не планировал вакцинироваться) может достигать 20-30%.
«Центры вакцинации в ТЦ являются более эффективными по сравнению с центрами вакцинации в других местах. Здесь вакцинироваться удобно и комфортно. Поэтому мы считаем, что центрам вакцинации населения в ТЦ должно уделяться больше внимания и выделяться государством больше ресурсов для их работы – как вакцин, так и медицинского персонала», – считает председатель правления Украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин.
Анна Чуботина добавила, что ТРЦ во время карантина трансформировались в социально-ориентированную отрасль, которая своими делами доказала, что может способствовать государству в решении многих важных вопросов и быть локомотивом, в том числе в информационных кампаниях по иммунизации, устройству центров вакцинации и снижению социальной напряженности. . Например, в запорожском ТРК City Mall в течение июля-ноября провакцинировалось более 50 тыс. граждан. А это - 10% всех вакцинированных в Запорожской области. То есть ТРЦ продемонстрировали эффективную модель менеджмента процесса вакцинации в комфортных условиях для медицинской бригады и людей.
Сейчас отрасль ритейла и девелопмента несет убытки, в то время как в работе ТРЦ, магазинов, кинотеатров, ресторанов задействовано около 800 тыс. населения (данные Государственной службы статистики по состоянию на сентябрь 2021 года). По оценке Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров, сейчас сотрудники торговли вакцинированы примерно на 80%.
«ТРЦ та магазини можна назвати найбезпечнішими місцями для відвідування до карантину», – стверджує Наталия Петровскаяруководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины.
В то же время, когда ритейл и ТРЦ прилагают максимум усилий для вакцинации населения, они больше всего ограничиваются и проверяются.
«В отдельных городах органами местной власти вводятся дополнительные карантинные ограничения, которые не предусмотрены Постановлением КМУ № 1236 и более жесткие, чем те, которые установлены для "красной" зоны. Принятие таких решений на местном уровне не позволяет бизнесу заблаговременно подготовиться к надлежащей работе и своевременно отследить все решения, которые принимает комиссия ТЭБ и ЧС на уровне территориальных общин, а также такой подход противоречит нормам, установленным постановлением Кабинета министров Украины», – добавила Наталия Петровская.