Год войны для ритейла: СЕО Алло, Kasta, КОЛО и "Антошка" рассказали об опыте и оборотах
Руководители украинских компаний из разных сегментов ритейла рассказали об изменениях спроса, среднего чека, трансформации бизнеса и планах на будущее во время презентации Deloitte Ukraine.
В ней приняли участие: председатель совета директоров ГК Алло Дмитрий Деревицкий, основатель и CEO Kasta Андрей Логвин, СЕО КОЛО Марина Сергиенко, CEO Антошка Вадим Орлов.
Повышение эффективности бизнеса
Сеть “КОЛО”, работающая в формате магазинов у дома преимущественно в столичном регионе, за прошлый год пережила три условных этапа.
Первый – перестройка логистических путей при дефиците горючего и потере запасов замороженной продукции на складе партнера.
Второй – возобновление работы всей сети, поскольку из-за проблем с логистикой работали только опорные магазины с базовым ассортиментом самых необходимых товаров. Утрата части украинских поставщиков заставила сократить ассортимент на 12%.
Также, в течение мая-июня компании пришлось приводить в порядок магазины на освобожденных от рф территориях.
Третий этап - повышение устойчивости компании и эффективности бизнеса в целом, поскольку обороты сократились более чем на 20%. Сети пришлось закрыть часть неэффективных торговых точек, делать акцент на акционных предложениях.
Ритейлер электроники и техники Алло из-за полносштабной войны потерял 45 торговых точек, что стоило бизнесу около 300 млн грн. Теперь перед сетью встал новый вопрос – эффективность работы.
Например, в первое время смысл имело хранение товара на складах на западе Украины, но теперь везти его оттуда через всю страну слишком дорого. Поэтому компания сейчас думает о возможном возвращении распределительных составов в Киев.
Сеть магазинов детских товаров "Антошка" закрыла свои точки в районах ведения боевых действий. После освобождения Бучи работу магазина там возобновили только в июне 2022 года, а некоторые торговые точки в Харьковской области и других регионах до сих пор закрыты.
Переход в онлайн
В начале весны прошлого года в "Антошка" фиксировали повышенный спрос на детское питание, особенно в Киеве и Харькове. Но впоследствии многие клиенты эвакуировались, начали больше готовить своими силами и спрос резко упал.
Сейчас многие женщины с детьми находятся за рубежом, поэтому сеть начала предлагать свои товары с возможностью доставки в другие страны. Интересно, что вместе с незначительным ростом спроса на детскую одежду и обувь значительно увеличилась во время войны доля проданных игрушек.
Вместо этого покупать одежду "на вырост" или на следующий сезон родители перестали, поскольку не уверены, что будут здесь жить и дальше.
В маркетплейсе Kasta в феврале-марте 2022 года фиксировали падение оборота на 95%.
Самая главная задача, которая стояла перед компанией – сохранить бизнес и выжить. Поэтому цены не сдерживали за счет собственной маржи, а все инвестиции должны были окупаться за месяц. Импорт был возвращен осенью прошлого года, поскольку в Украине ощущался определенный дефицит товаров масс-маркета.
С апреля возобновил работу склад, расположенный на левом берегу Днепра в Киеве, и с того момента количество отгрузок постоянно растет. В Kasta считают маркетплейс наиболее устойчивой к испытаниям моделью ведения бизнеса.
Но здесь не все так просто, к примеру, в компании отказались от возобновления работы своей службы доставки, насчитывавшей 400 отделений до полномасштабной войны.
Остались работать только партнерские отделения в Укрпочте из-за удорожания логистики.
Поскольку оплата доставки - существенное ограничение для покупок онлайн, компания готовит новые проекты с курьерскими службами.
Из-за проблем с доставкой не мог нормально работать и маркетплейс Алло. Рестарт бизнеса состоялся в апреле и в январе этого года снова выстроилась очередь мерчантов, желающих подключиться к маркетплейсу.
По состоянию на конец первого квартала 2023 Алло уже имеет 2300 партнеров, что на 10% больше показателя довоенного 2021 года. Но выручка при этом не дотягивает 10% до позапрошлогодних показателей.
Товарооборот и средний чек
В сети КОЛО фиксируют снижение трафика на более чем 30% из-за массовой эвакуации и падения оборотов торговли.
На показатели сети "Антошка" оказал существенное влияние выезд из Украины большого количества мам с детьми. По отношению к 2021 году обороты упали на более чем 30%. В разных категориях товара показатели существенно разнятся, но самих покупок стало меньше.
А вот средний чек вырос, это в "Антошке" объясняют влиянием инфляции и покупкой клиентами сразу нескольких вещей.
В Kasta фиксируют выход на довоенные показатели работы и увеличение среднего чека на 20% в I квартале 2023 года. При этом в сети говорят об уменьшении частоты покупок.
Учитывая прошлогоднюю инфляцию, клиенты переходят с более дорогих сегментов товара на более дешевые и эта тенденция не изменится в ближайшее время. Главный драйвер торговли на Kasta сейчас спортивная одежда.
Этот тренд начался еще при пандемии коронавируса, поэтому основной акцент в Kasta делают именно на этой категории товаров.
В Алло отмечают, что в прошлом году сократилось количество продаж во всех категориях большой стационарной техники вроде холодильников телевизоров, кондиционеров примерно на 50%. Продажи портативной мобильной техники сократились на 15%, кроме генераторов, павербанков и зарядных станций. За два месяца осени 2022 года был продан павербанков как за весь 2021 год.
Читайте также: Сфера торговли в Украине имеет самые оптимистичные настроения и прогнозы среди бизнесов