Рік без fashion-гігантів: чи вдалось українським брендам зайняти місце Inditex і H&M

Иностранные fashion-ритейлеры занимали 78% рынка до повномасштабної війни. З початком вторгнення найбільші гравці ринку, зокрема Inditex і H&M, зачинили свої магазини в Україні і це змінило ситуацію докорінно.

По данным гендиректора компании Pro-Consulting Александра Соколова, до 24 февраля в "организованном" ритейле доминировали иностранные бренды. Вне ТРЦ ситуация тоже складывалась не в пользу украинских производителей, а теперь у них появилась возможность отобрать большую долю рынка.

Мы оказались в аномальных условиях, когда крупнейшие мировые fashion-игроки ушли или временно закрылись в Украине, – рассказывает владелица бренда Kachorovska Алина Качоровская.

Сейчас на первых позициях в организованном ритейле все еще иностранные компании, 10% у польской LPP S.A. (бренды Reserved, Cropp, House) и 7% – у турецкой LC Waikiki.

Возможность добыть в борьбе свое место под солнцем использовали не все, но почти все ведущие украинские бренды смогли увеличить выручку за прошлый год. Этому не помешали даже падение покупательной способности населения и его миграция за границу.

Кому удалось лучше всего?

Александр Соколов называет Goldi (Ленокомбинат), VOVK и Estro.

По данным сервиса YouControl, в прошлом году выручка Goldi выросла на 22%, VOVK – на 6,5%, в то время как доход крупнейшего игрока польской LPP снизился на 20%.

За словами українських гравців ринку fashion-ритейлу, з такими гігантами, як Inditex і H&M конкурувати складно. Вони мають масштабний і агресивний маркетинг, неспівставний з бюджетами вітчизняних компаній.

На думку Качоровської, тимчасова відсутність брендів групи Inditex та H&M "підсвітила" наші бренди і вони отримали час, увагу покупців. Наприклад, виторг у бренду Kachorovska зріс на 10%, а середній чек – на 40%.

CEO Arber Вадим Золотаревский уверяет, что им удалось заменить Zara и Massimo Dutti. За 2022 год бренд расширил женскую коллекцию на 30%, общий спрос в сети вырос на 20% (не считая временно закрытых магазинов в Харькове, Николаеве, Херсоне).

Еще лучше дела обстоят у производителей тактически-военной и универсальной одежды, например, бренда Bezbrendu.

Основатель компании Сергей Самарский отмечает, что украинцы начали больше покупать универсальную одежду, которая подходит на все случаи жизни. Bezbrendu увеличили производство термобелья, ежедневной, удобной одежды и лосин разной степени утепления, а выручка компании выросла на 30%.

Еще одним примером является производитель тактической и военной одежды M-TAC, в изделиях которой часто ходит президент Владимир Зеленский.

Что будет дальше?

Сергей Самарский имеет не очень оптимистичные прогнозы по внутреннему спросу в этом году, поскольку из Украины уехала значительная часть целевой аудитории.

А вот Качоровская видит перспективу в регионах, для ее бренда сработало проведение шоурумов по принципу подобных европейских ивентов, на которые пригласили владельцев региональных магазинов.

Читайте также: Inditex выходит на рынок Узбекистана через франшизу

После этого локальные магазины в Виннице, Харькове, Днепре, Черновцах начали активно посылать запросы ей на закупку одежды.

Arber ставит на экспансию за границей, в 2022 году магазин украинского бренда появился в грузинском Тбилиси.

Forbes