Проседание более чем на 60%. Как рынок е-commerce пережил веерные отключения света

Отключения электроэнергии в результате массированных ракетных атак оказало серьезное влияние на работу онлайн-магазинов и поведение покупателей. Поэтому игроки рынка электронной коммерции рассказали, насколько болезненными для них была энергетическая ситуация и как они восстанавливаются после зимы.

По данным портала, самой плохой для украинского e-commerce стала первая массированная атака на энергетическую систему. Тогда в октябре 2022 года трафик резко упал на 27%, а доход на 60,68%.

Показатели удалось восстановить в последующие 2-3 дня, но после введения веерных отключений света у всех онлайн-ритейлеров наблюдалось значительное проседание как по трафику, так и по доходу.

Еще один мощный обстрел в октябре вызвал падение трафика на 12%, а дохода на 25%. По словам игроков рынка, в сам день обстрела, если массово пропадает свет и интернет, может быть просадка в 20%–50% заказов.

Но в этом случае украинцы просто откладывали покупки и делали их через несколько дней.

Также из-за отключения вырос спрос на павербенки, power-станции, генераторы, инверторы, диодное освещение и прочее.

Адаптация

В ноябре обстрелы продолжались, одна из ракетных атак в середине месяца повлекла за собой падение дохода более чем на 20% и трафика более чем на 17%. В конце ноября продажи просели в среднем на 43%, а трафик снизился на 46%.

Но из-за рекламных кампаний с этого момента показатели стремительно пошли вверх. Именно с этого момента в Цитрусе отметили улучшение ситуации.

Это объясняется тем, что с октября люди адаптировались к новым условиям и смогли вернуться к привычным покупкам. В дни массированных обстрелов пользователи по понятным причинам были не так активны, но уже на следующий день количество покупок и посещений сайта возвращались к среднестатистической норме. Но и этот показатель меняется со временем, – говорят в Цитрусе.

В маркетплейсе также рассказали, что больше всего во время отключений света вырос спрос на зарядные станции и павербанки. Кроме того, украинцы активно обновляли свои старые смартфоны и ноутбуки на модели с более выносливыми аккумуляторами. На данную категорию товаров вырос спрос на 50%.

Существенное влияние отключения оказали на рынок e-commerce в январе 2023 года. По оценкам онлайн-ритейлера Rozetka, в этот период рынок просел на 15%, тогда активнее покупали павербанки и генераторы.

В феврале произошло восстановление ожидаемого уровня спроса, прежде всего, за счет отложенного спроса января. Прогнозировать дальнейшее восстановление спроса невозможно из-за большого количества факторов, влияющих на уровень спроса и высокой чувствительности покупателей к этим факторам, - рассказывают в Rozetka.

Отмена графиков

Графики отключений перестали действовать уже в конце февраля, но это не изменило активности клиентов радикальным образом, отмечают в АЛЛО.

Количество посетителей сайта этого ритейлера не изменилось. На тот момент массово павербенки уже не покупали, поэтому у АЛЛО наблюдали уменьшение количества онланйн-покупок на 5% за счет спада спроса на энергооборудование. А вот средний чек, напротив, вырос на 5%.

В январе и феврале 2023 года генераторов стали покупать меньше. Объем продаж повербанков вернулся к довоенному уровню. Сейчас запросы клиентов возвращаются к обычным. В целом месяц февраль – ежегодно это время общего спада покупательной активности клиентов после новогодней и отсутствия повышенного спроса на товары, – отмечает пресс-служба АЛЛО.

В сети Фокстрот рассказали, что интернет-магазин должен работать и быть эффективным звеном в бизнесе, а для этого нужно привлекать аудиторию, несмотря на любые внешние факторы.

В отличие от физических магазинов, расположенных на уже существующем физическом трафике, интернет-магазины основную часть трафика закупают в соответствии с существующими таргетами. То есть если нужно на сайт привести, например, 10 000 человек, мы их находим и приводим без привязки к ситуации с электричеством, – говорит e-commerce директор сети Фокстрот Кирилл Попов-Черкасов.

Также он отмечает, что около 75% составляет трафик с устройств, имеющих достаточный уровень автономной работы и не требующих постоянного подключения к электрической сети.

По словам Попова-Черкасова, сейчас, тенденция позитивная, рынок восстанавливается и в компании наблюдают постепенное обновление классических товарных категорий.

Аудитория значительно уменьшилась, как и покупательная способность, но с другой стороны, многие перешли на покупки онлайн.

Украина по уровню сервиса и развития именно омниканальных моделей бизнеса занимает одно из первых мест в Европе. То есть у нас очень хорошая сервисная база, покрывающая всю цепь – от покупки до быстрого и удобного получения товара. Это бесспорное преимущество и основной драйвер для дальнейшего восстановления и роста онлайн-рынка, в том числе за счет тех покупателей, которые в этом году в некоторой степени вынужденно впервые воспользовались именно онлайн-магазинами и имели возможность протестировать удобство сервиса, - резюмирует Кирилл Попов-Черкасов.

В Цитрусе отмечают, что пользователи изменили свои приоритеты в покупках, но потребность в качественных средствах связи и инструментах для работы сейчас острее, чем когда-либо.

На данный момент украинцы готовятся к теплому сезону и начали активно покупать электротранспорт, но средний чек почти не изменился.

Источник: Delo.ua

Читайте также: Эффективность в пять раз выше: Фокстрот обновил программу лояльности ФоксFan