Вернули товарообороты и посетителей. Как украинские ТРЦ прошли в 2023 и к чему готовиться в 2024-м
2023 выдался сложным для украинского бизнеса, торговым центрам пришлось работать в условиях постоянных блекаутов, воздушных тревог и других ограничений.
Несмотря на это девелоперы продолжали развитие, не отказывались от благотворительных инициатив и активно проводили ротации арендаторов. О том, как прошел бурный 2023 год для украинских девелоперов ТРЦ и что они планируют на 2024 год, Украинский Совет Торговых Центров спросил у ряда крупных игроков рынка.
Сеть ТРЦ "Экватор" (Ровно, Полтава, Черновцы и другие)
Для сети 2023-й оказался периодом возвращения посетителей, несмотря на сложные вызовы военного времени: постоянные воздушные тревоги, заминирование и другие факторы. Так в Ровно посещаемость вернулась на уровень 2019 года, и по сравнению с 2022 годом выросла почти на 10%, а в Полтаве посещаемость вернулась на уровень 2021 года, и по сравнению с 2022-м возросла на 6,5%, ТРЦ Экватор в м. Черновцы вышли на показатели уровня 2021 года.
Важными предпосылками для этого была качественная и глубокая работа над новыми открытиями и создание в наших ТРЦ особой теплой атмосферы для наших посетителей, говорит руководитель департамента аренды и маркетинга сети ТРЦ "Экватор" Лариса Первиненко.
В 2023 году мы открыли в наших ТРЦ 54 магазина на общую площадь более 6000 кв. м. Среди наиболее значимых открытий: Comfy, Yuki, Eva, O! Some (Ровно), Adidas (2 магазина г. Ровно, г.Полтава), One by one, (2 магазина г. Ровно, г. Полтава). Arber, Skechers и другие. Наши арендаторы не останавливаются, наращивая продажи, они еще и заботятся об обновлении магазинов. Так, в 2023 году провели реновации магазины: Brocard, Pandora, Envy, Золотой Возраст, Алло, brabrabra, Новая почта, и других”, - говорит Лариса Первиненко.
В 2023 году компания отметила увеличение запросов на аренду от украинских брендов и бизнесов, временно перемещенных из зон боевых действий.
В прошлом году было открыто 6 магазинов украинских брендов (One By One, Bessa, Arber, 520, Vosv Gallery) и это важный вклад в победу и укрепление национальных брендов, поддержку локального бизнеса. Убеждение в силе и потенциале украинских компаний становится составляющей стратегии развития "Экватор".
Относительно динамики товарооборота, яркий рост показали магазины группы Fashion +60% и магазины техники и электроники +31% (средний прирост ТО по группе по сравнению с 2022г.).
Также в прошлом году сеть усилила маркетинговую активность. Количество проведенных мероприятий было увеличено на 58%, оно достигло 428 мероприятий.
Относительно ожиданий от 2024 года, в первую очередь, мы надеемся на скорейшую победу и возвращение к мирной жизни. В планах на следующий год обновление фудкортов в Полтаве и Ровно, а именно: мы планируем реконструкцию и организацию классических фудкортов. Это позволит разнообразить предложение для наших гостей, расширить ассортимент и создать современный интерьер, отвечающий самым актуальным сегодняшним требованиям, - резюмировала Лариса Первиненко.
ТРЦ DREAM (Київ)
Управляющий директор ТРЦ DREAM Алексей Пашунов рассказал, что 2023 год продолжил тенденции 2022 года в активном развитии и открытиях новых магазинов украинских брендов.
Так, в ТРЦ DREAM/DREAM yellow открылось сразу несколько магазинов известных украинских брендов. Это Gepur, One by one, Merezhka, Maritel. В скором времени ожидается открытие в обновленном и увеличенном формате магазина CHER`17.
Что касается DREAM berry, то постепенно расширяется ассортимент операторов повседневного спроса и услуг. Уже успешно работают магазины Bomond и Prostor, недавно открылась почта Meest, а в 2024 году ожидается открытие еще одного крупного почтового оператора.
В течение 2023 года - в период блекаутов постоянно работали энерджи хабы в DREAM yellow и DREAM berry, где можно было зарядить гаджеты и согреться.
Относительно мероприятий 2023 - этот год был насыщен событиями, в том числе и интерактивами.
Особое внимание уделяли развлечениям для детей, но и о взрослых не забывали – фестиваль лета, фестиваль красок "Колор дей", Эффект пузыря 21+, АнтиГеллоуин, Пижама пати (Гарик Корогодский вместе с Массимо Джеларти готовили вкусное мороженое), также Меджик моментс и DREAM вечерницы, – поделился Алексей Пашунов.
В 2023 году отметили еще одно важное событие – основание Украинской федерации хобихорсинга, президентом которой стал Гарик Корогодский. В ноябре в DREAM yellow был проведен праздник хобихорсинга "Конячка пати" для новичков и любителей. В 2024 году планируется и дальше популяризировать этот вид хобби, не только как игровой, но и как серьезный вид спорта.
В течение года команда DREAM активно занималась благотворительностью: в формате поддержки благотворительного фонда "Жизнелюб" и коллаборации с проектом "Kitty Tinder", где можно подарить дом котику, которого оставили в результате войны. Донатили на ВСУ: под каждое событие в ТРЦ привязывали сбор.
Летом 2023 года DREAM сменил сеть кинотеатра. Уже идут адаптационные работы нового оператора данной локации. Название пока не разглашается, однако известно, что это будет один из лидеров рынка на сегодняшний день.
С нетерпением ждем открытия, которое запланировано на начало весны 2024 года. Также в 2024 году празднуем важную дату: DREAMу исполнится 15 лет. Работаем над разработкой концепции празднования, насколько это возможно в рамках настоящего. Надеемся на победный и продуктивный 2024 год, - подытожил Алексей Пашунов.
ТРЦ "Подоляны" (Тернополь)
Татьяна Чубак, директор по развитию ТРЦ "Подоляны", рассказала, что основными ожиданиями и чаяниями на 2023 год было сохранить и удержать в условиях полномасштабной войны то, что есть, а именно:
- обеспечить бесперебойную работу комплекса (учитывая длительные отключения электроэнергии и другие угрозы);
- сохранить рабочий коллектив;
- стать центром стабильности;
- суметь вовремя отреагировать на угрозы;
- защитить посетителей и персонал арендаторов.
2023 год превзошел наши ожидания, нам удалось достичь наших базовых целей безопасности. К тому же мы улучшили наш tenant mix, привлекая в этом году новых арендаторов: Megasport, SportCity, New Balance, Yuki, Solmar, Будинок іграшок, Ябко, Мой гаджет и Файные льды. В общем, стараемся постоянно совершенствоваться и улучшать все сервисы для наших посетителей, например в 2023 году обновили санузлы, входную группу, поставили более мощную электрозарядную станцию, - говорит Татьяна Чубак.
Конечно все эти изменения, как и в целом полноценная работа комплекса в этом году стали возможны благодаря Силам обороны Украины, поэтому помощь защитникам есть и останется в дальнейшем в приоритетах торгового центра.
Конечно, сложно выстраивать четкие планы в условиях войны и неопределенности, но в 2024 году мы стремимся к дальнейшему развитию и расширению, модернизации торговых галерей и центрального холла. Будем продолжать системную работу по обновлению функциональных систем комплекса, ведь нам уже 16 лет. В общем, все будет зависеть от ситуации, которая будет складываться в Украине, - подчеркнула директор по развитию.
ТРЦ Оазис (Хмельницкий)
Директор ТРЦ Оазис Сергей Морголя говорит, что анализируя 2023 год с точки зрения показателей товарооборота, трафика ТРЦ и активности ритейлеров в развитии (именно развития, а не вынужденной релокации магазинов с востока Украины), он значительно лучше 2022-го.
Мы наблюдали повышенную активность ритейлеров в открытии новых магазинов, изменении их расположения, а следовательно, и рост прибыльности. Пока практически все сетевые операторы, работающие в нашем ТРЦ, вернули довоенные показатели в гривневом эквиваленте, а часть существенно превысила, как в национальной, так и в иностранной валюте, - добавил директор.
2023 год был достаточно успешным в новых открытиях и обновлении действующих объектов. Общая площадь новых магазинов в ТРЦ Оазис составила более 2500 кв. (Цитрус, Sport City, EVA, ресторан Простір, AnSa (бренды: Armani Exchange, Boss, Hugo и др.), Укрзолото.
Параллельно прошла реконструкция с расширением площадей магазинов Comfy, Фокстрот и ВМ Техника. Магазины Ябко, IQOS и Золотой век сменили локации внутри ТРЦ, расширив свои границы. В целом изменения в ТРЦ произошли на площади более 5000 кв.м.
Такова активизация ритейла и вход в город новых операторов рынка способствовали увеличению посещаемости ТРЦ (прирост трафика на 8-10% по сравнению с 2022 годом).
Что касается ожиданий нашего бизнеса, то уже готов анонсировать первое открытие 2024-го магазин DUNA (особенно приятно работать и наблюдать за развитием отечественных брендов, которые уже существенно усилили свои позиции на рынке и продолжают это делать). Также ожидаем еще несколько обновлений и реконцепций действующих магазинов. Убежден, что в 2024 году мы сможем приятно поразить наших посетителей не только открытиями новых магазинов, но и новыми группами товаров, которые у нас еще не представлены. Над этим мы работаем, – сказал Сергей Морголя.
ТРЦ ЗЛАТА ПЛАЗА (Ровно)
Один из крупнейших ровенских ТРЦ "ЗЛАТА ПЛАЗА" также поделился результатами своей работы в 2023 году и рассказал о планах на 2024-й.
Так, в 2023-м торговый центр посетило более 6,45 млн гостей, что почти равно рекордному показателю 2019 года.
Качественный tenant-mix, профессиональная работа маркетинга, ответственная социальная позиция, непрерывное улучшение клиентского опыта и сервиса - ключевые составляющие мощных показателей работы и как следствие - 2 место на RAU AWARDS 2023 в номинации "Лучший малый ТРЦ вне городов-миллионников".
Коммерческий отдел постоянно работает над улучшением tenant-mix, привлекая лидеров в своих категориях, но удерживает при этом нулевую вакантность. В ТРЦ "ЗЛАТА ПЛАЗА" произошло 10 эффективных ротаций, в том числе открылись новые магазины: Solmar, Stimma, Золотая страна, Bessa и другие.
В августе был реализован еще один важный проект, приблизивший торговый центр к энергетической независимости – на крыше установили солнечную электростанцию мощностью 200 кВт. В общей сложности станция обеспечит 7% общего годового потребления ТРЦ, является экологическим источником энергии и одним из ключевых реализованных проектов КСО в 2023 году.
Команда внедрила также ряд сервисов, которые улучшают клиентский опыт и учитывают инклюзивные потребности. В 2023 была реализована реконструкция информационной стойки с понижением для обслуживания людей с инвалидностью, администратор коммуницирует с людьми с нарушением слуха и речи, добавили услуги проката детской коляски и кресла колесного, зонтов, повербанков. О домашних любимцах тоже не забыли - у одного из входов в ТРЦ появилась парковка для собак.
Читайте также: Budhouse Group: итоги 2023
Директор ТРЦ "ЗЛАТА ПЛАЗА" Александр Оверчук отметил:
Мы прошли много испытаний и стали сильнее, выстояли и движемся вперед. Сейчас вера в победу и поддержка страны - обязанность ответственного бизнеса. Поэтому и задача неизменна - обеспечение рабочими местами, уплата налогов, содействие украинским производителям и непрерывная поддержка Защитников.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації