Спрос на радость восстанавливается? Как работают кинотеатры и развлекательные центры в ТРЦ во время войны
Украинский бизнес уже второй год работает в условиях полномасштабной войны, прямо или косвенно влияющей на все сферы экономики, в том числе и организованный ритейл. В ТРЦ влияние войны и восстановление показателей были достаточно неравномерными, поскольку потребителей прежде всего интересовали продукты и товары первой необходимости, а только затем модная одежда, украшения и т.д.
А как насчет развлечений? Существует ли во время войны спрос "на радость" и как переживают этот кризис оператор развлекательного сегмента?
Об этом Украинский Совет Торговых Центров расспросил у крупнейших игроков этого рынка, а именно: СЕО сети кинотеатров Multiplex Романа Романчука, генерального директора сети кинотеатров "Планета кино" Натальи Байдан, генерального директора сети развлекательных комплексов Fly Kids Екатерины Залозной и пресс-службы сети комплексов Smile Park.
Кинотеатры
СЕО сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук худшим временем называет первые два с половиной месяца и условно делит этот период на три этапа:
- первый – тотальное закрытие и полная неопределенность, а также максимальный пик просроченных обязательств перед партнерами;
- второй – получение контента для страны (с начала глобальной войны крупные студии закрыли рынок для обеих стран, убедить компании предоставлять контент в Украину стоило немалых усилий);
- третий – открытие торгово-развлекательных центров, с каждым из которых нужно было договариваться отдельно.
С большинством наших партнеров мы относительно быстро договаривались о специальном уровне аренды и проценте товарооборота, однако были случаи, когда ТРЦ стоял на позиции – стандартные условия договора или никак, – резюмировал Романчук.
Гендиректор "Планеты Кино" Наталья Байдан рассказывает, что самым кризисным периодом с начала полномасштабного вторжения для сети были март и апрель 2022 года. Тогда вообще не было понимания, что будет дальше и как будут работать кинотеатры. Единственное, на что хватило сил, – добиться со стороны Голливуда не предоставлять фильмы для проката в рф.
Более или менее что-то похожее на работу мы увидели ближе к осени 2022 года, когда мы наконец вышли в график релизов со всем миром и начали показывать большинство фильмов дублированных на украинском языке. И дождались Аватар. На сегодняшний день посещаемость в кинотеатрах на 30-40% ниже соответствующего периода 2019 года, когда мы работали без ограничений, – говорит Наталья Байдан.
Возобновление работы
Multiplex приходилось возобновлять работу своих кинозалов и после повреждения здания торгового центра, в частности, в ТРЦ Riviera Shopping City, Retroville, Lavina Mall, City Center. В таких случаях, по словам СЕО, сеть брала расходы по ремонту помещения на себя, однако договаривалась с ТРЦ на определенные льготные условия на время восстановления.
С первого же дня открытия кинотеатров после тотального закрытия в любом городе получали очень положительные впечатления и фидбеки от зрителей, так что кинотеатры сразу были в той или иной степени заполнены. Цифры первые полгода с начала полномасштабной войны были минус 70 – 85% от показателей 2019 года, с декабря 2022 года было что-то похожее на минус 50% посещаемости, ну и в 2023 году цифры иногда доходили до минус 20-40%, - делится Роман Романчук .
Региональный фактор
В Multiplex говорят, что отмечают отличия в работе в разных регионах, впрочем, отмечает Роман Романчук, многие факторы смешались и тоже влияют на работу. Самая положительная картина - в Киеве, поскольку в столицу едут немало людей из всех регионов, а в Харькове, где Multiplex открылся в ТРЦ Nikolsky в ноябре прошлого года, люди очень ждали открытия кинотеатра и это повлекло за собой положительный эффект сразу. Повлияло на показатели и качество торгового центра и его размещение (есть прямой выход в метро на случай воздушной тревоги).
Наталья Байдан говорит о значительных отличиях в работе по региональному фактору, поскольку нельзя сравнивать условия работы во Львове, Киеве и, например, в Харькове, где постоянные тревоги.
Правда, во Львове Планета Кино столкнулась с постоянным псевдоминированием, что также не может не влиять на работу.
Отношение к кинотеатрам
В обеих сетях заметили изменение отношения к кино, кинотеатрам и видоизменение своей аудитории.
У Multiplex уменьшилось количество посетителей с детьми, поскольку большое количество молодых женщин с малышами временно уехало за границу. Также отмечается драматически положительный результат для национального контента, возможно в этом году будет установлен исторический максимум.
Безусловно, люди пошли на украинское кино и это очень радует с одной стороны и беспокоит с другой, потому что не знаем, будет ли контент в следующем году. Финансирование очень ограничено, но надежда есть. Также, что меня поражает, наша аудитория с удовольствием ходит на фильмы – хороры. Это невероятно, по-моему. У нас отличные зрители, они смотрят хорошие фильмы и мы делаем все возможное, чтобы они были, – сказала Наталья Байдан.
Несмотря на тяжелые времена, украинские кинотеатры не теряют оптимизма и не отказываются от планов масштабироваться и восстанавливаться.
В Multiplex смотрят на будущее "осторожно положительно", планируют дальнейшее восстановление сети в украинских городах, полное открытие частично открывшихся кинотеатров, а также ведут переговоры с арендодателями относительно дальнейших открытий. Если планы удастся реализовать, в скором времени сеть откроет новый кинотеатр в Ужгороде.
Даже в это непростое время мы открыли еще один кинотеатр во Львове весной, в формате Релюкс. У него хорошая посещаемость и много благодарных гостей. Планы есть… они всегда должны быть, чтобы не происходило вокруг. Есть несколько интересных проектов, но пока не готовы о них говорить. Но обязательно сообщим, как только придет время, - поделилась гендиректор "Планеты Кино".
Развлекательные комплексы
В этой области без потерь также не обошлось, в пресс-службе сети развлекательных комплексов Smile Park рассказывают, что самым кризисным был период с 24.02.2022 по 18.10.2022. За этот период компания полностью потеряла два комплекса в Мариуполе и Запорожье и получила значительные повреждения в двух комплексах в Харькове.
Ситуация складывалась так, что мы не были уверены в том, что мы сможем возобновить свою работу. К работе мы смогли вернуться благодаря нашим партнерам, в первую очередь, это касается ТРЦ Nikolsky в Харькове, которые своим примером вдохновили нас на возвращение к своему любимому делу, - говорят представители Smile Park.
Гендиректор Fly Kids Екатерина Залозная самым сложным называет период запуска после полной остановки. Несколько негативных факторов наложились одновременно:
- отсутствие опыта ведения бизнеса при полномасштабном вторжении;
- запуск работы комплексов по городам удаленно – также первый опыт;
- потеря большого количества сотрудников, как медл-менеджмента, так и специалистов и рядовых сотрудников;
- низкий трафик, связанный с обстрелами и блекаутами. Не поддается никакой планировке и идет скачками.
Восстанавливаться Fly Kids начали со Львова, Ровно и Черкасс. Следующими запустили Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Кременчуг, Чернигов, Киев, Одессу.
Начало запуска – это 10-25% от объемов. В регионах, где было спокойнее, этот показатель был выше, в прифронтовой зоне – ниже. Помимо резкого оттока клиентов, наблюдалось и сильное понижение количества банкетов, именно количества, хотя средний чек оставался на том же уровне. Спустя почти два года наша сфера восстановилась на 70% от реальных объемов. Пришел опыт, мы научились прогнозировать и приспосабливаться к обстоятельствам. Уже есть понимание, что если где-то были сильные обстрелы, трафика на следующей неделе можно не ожидать, и другие специфические факторы, которые с опытом начинаешь рассчитывать заранее, - говорит Екатерина Залозная.
В Smile Park восстановление показателей продолжается до сих пор, в Харькове они до сих пор не вернулись к довоенным цифрам, также значительная часть горожан переехала в другие регионы или даже страны. Однако часть клиентов постепенно возвращается в Харьков, начиная с весны 2023 года. В настоящее время сеть фиксирует контакт с 40% своих клиентов.
Спрос "на радость" нужен сейчас как никогда, учитывая уход печальных обстоятельств в изобилии. От себя мы постоянно организовываем и проводим благотворительные мероприятия для детей наших военнослужащих, работников спасательной службы и работников других служб, которые ежедневно нас спасают и делают жизнь более безопасной, - говорят в Smile Park.
Екатерина Залозна считает, что можно дискутировать уместна ли радость во время войны, когда это касается взрослых, относительно детей – никаких сомнений.
Детство должно быть счастливым с праздниками, днями рождениями, каникулами, играми. Дети растут быстро и другой возможности прожить эти мгновения не будет. Это понимаем и мы, и родители. Наша обязанность уберечь это право на счастье, - подчеркнула гендиректор.
Региональный фактор
Различия в посещаемости по регионам есть и сегодня они связаны непосредственно с войной. Так, говорят в Fly Park, прифронтовые города имеют очень низкие показатели из-за частых воздушных тревог – работа комплексов сразу останавливается.
Также многие не хотят возвращаться после окончания тревоги, особенно это ощутимо, как ни странно, в зимний сезон (из-за холодов люди не готовы ждать). Кроме минностей в посещаемости есть и другие отличия по региональному фактору:
Они всегда существовали в действительности, ментальность городов и регионов никто не отменил. Что можно отнести к этим факторам: это доля ресторана в обороте, в таких городах как Львов, Киев и Одесса она всегда выше, чем, например, в Кривом Роге или Кременчуге. Требовательность клиента к качеству услуг, как правило, выше в миллионниках. Хотя средние чеки по зонам продаж именно в средних городах. Есть города прифронтовые, где живут как последний день, а иногда более безопасные в этом отношении работают по другим принципам, – объясняет Екатерина Залозная.
В Smile Park вынуждены констатировать, что на территории правобережной Украины все парки работают с показателями, которые значительно больше, чем те, что были до начала войны.
Наибольшую посещаемость имеют парки на западной Украине, что понятно, ведь эта территория была более безопасной для перемещения людей.
Планы
Обе сети имеют достаточно масштабные планы по развитию, несмотря на войну, так, Smile Park планируют открыть 3 новых парка развлечений в следующем году, а Fly Park хотят открыть развлекательные комплексы во всех крупных городах Украины.
Читайте также: Прибыли, выручка и динамика: рейтинг топ-25 ритейлеров Украины
В ближайших планах – комплекс в Днепре, второй в Кривом Роге, третий в Одессе и еще два парка в столице. Также очень хотим возобновить работу в Харькове. Верим, что вернем и свой парк в Мелитополе, который в оккупации, что вернемся в Северодонецк и Мариуполь, - подытожила гендиректор сети.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації