Спрос на радость восстанавливается? Как работают кинотеатры и развлекательные центры в ТРЦ во время войны

Украинский бизнес уже второй год работает в условиях полномасштабной войны, прямо или косвенно влияющей на все сферы экономики, в том числе и организованный ритейл. В ТРЦ влияние войны и восстановление показателей были достаточно неравномерными, поскольку потребителей прежде всего интересовали продукты и товары первой необходимости, а только затем модная одежда, украшения и т.д.

А как насчет развлечений? Существует ли во время войны спрос "на радость" и как переживают этот кризис оператор развлекательного сегмента?

Об этом Украинский Совет Торговых Центров расспросил у крупнейших игроков этого рынка, а именно: СЕО сети кинотеатров Multiplex Романа Романчука, генерального директора сети кинотеатров "Планета кино" Натальи Байдан, генерального директора сети развлекательных комплексов Fly Kids Екатерины Залозной и пресс-службы сети комплексов Smile Park.

Кинотеатры

СЕО сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук худшим временем называет первые два с половиной месяца и условно делит этот период на три этапа:

  • первый – тотальное закрытие и полная неопределенность, а также максимальный пик просроченных обязательств перед партнерами;
  • второй – получение контента для страны (с начала глобальной войны крупные студии закрыли рынок для обеих стран, убедить компании предоставлять контент в Украину стоило немалых усилий);
  • третий – открытие торгово-развлекательных центров, с каждым из которых нужно было договариваться отдельно.

С большинством наших партнеров мы относительно быстро договаривались о специальном уровне аренды и проценте товарооборота, однако были случаи, когда ТРЦ стоял на позиции – стандартные условия договора или никак, – резюмировал Романчук.

Гендиректор "Планеты Кино" Наталья Байдан рассказывает, что самым кризисным периодом с начала полномасштабного вторжения для сети были март и апрель 2022 года. Тогда вообще не было понимания, что будет дальше и как будут работать кинотеатры. Единственное, на что хватило сил, – добиться со стороны Голливуда не предоставлять фильмы для проката в рф.

Более или менее что-то похожее на работу мы увидели ближе к осени 2022 года, когда мы наконец вышли в график релизов со всем миром и начали показывать большинство фильмов дублированных на украинском языке. И дождались Аватар. На сегодняшний день посещаемость в кинотеатрах на 30-40% ниже соответствующего периода 2019 года, когда мы работали без ограничений, – говорит Наталья Байдан.

Возобновление работы

Multiplex приходилось возобновлять работу своих кинозалов и после повреждения здания торгового центра, в частности, в ТРЦ Riviera Shopping City, Retroville, Lavina Mall, City Center. В таких случаях, по словам СЕО, сеть брала расходы по ремонту помещения на себя, однако договаривалась с ТРЦ на определенные льготные условия на время восстановления.

С первого же дня открытия кинотеатров после тотального закрытия в любом городе получали очень положительные впечатления и фидбеки от зрителей, так что кинотеатры сразу были в той или иной степени заполнены. Цифры первые полгода с начала полномасштабной войны были минус 70 – 85% от показателей 2019 года, с декабря 2022 года было что-то похожее на минус 50% посещаемости, ну и в 2023 году цифры иногда доходили до минус 20-40%, - делится Роман Романчук .

02422f268b1c4652bad78c79b529a489 | 1

Региональный фактор

В Multiplex говорят, что отмечают отличия в работе в разных регионах, впрочем, отмечает Роман Романчук, многие факторы смешались и тоже влияют на работу. Самая положительная картина - в Киеве, поскольку в столицу едут немало людей из всех регионов, а в Харькове, где Multiplex открылся в ТРЦ Nikolsky в ноябре прошлого года, люди очень ждали открытия кинотеатра и это повлекло за собой положительный эффект сразу. Повлияло на показатели и качество торгового центра и его размещение (есть прямой выход в метро на случай воздушной тревоги).

Наталья Байдан говорит о значительных отличиях в работе по региональному фактору, поскольку нельзя сравнивать условия работы во Львове, Киеве и, например, в Харькове, где постоянные тревоги. 

Правда, во Львове Планета Кино столкнулась с постоянным псевдоминированием, что также не может не влиять на работу. 

88173978 528936288057020 225591911681884160 n | 2

Отношение к кинотеатрам

В обеих сетях заметили изменение отношения к кино, кинотеатрам и видоизменение своей аудитории.

У Multiplex уменьшилось количество посетителей с детьми, поскольку большое количество молодых женщин с малышами временно уехало за границу. Также отмечается драматически положительный результат для национального контента, возможно в этом году будет установлен исторический максимум.

Безусловно, люди пошли на украинское кино и это очень радует с одной стороны и беспокоит с другой, потому что не знаем, будет ли контент в следующем году. Финансирование очень ограничено, но надежда есть. Также, что меня поражает, наша аудитория с удовольствием ходит на фильмы – хороры. Это невероятно, по-моему. У нас отличные зрители, они смотрят хорошие фильмы и мы делаем все возможное, чтобы они были, – сказала Наталья Байдан.

Несмотря на тяжелые времена, украинские кинотеатры не теряют оптимизма и не отказываются от планов масштабироваться и восстанавливаться.

В Multiplex смотрят на будущее "осторожно положительно", планируют дальнейшее восстановление сети в украинских городах, полное открытие частично открывшихся кинотеатров, а также ведут переговоры с арендодателями относительно дальнейших открытий. Если планы удастся реализовать, в скором времени сеть откроет новый кинотеатр в Ужгороде.

Даже в это непростое время мы открыли еще один кинотеатр во Львове весной, в формате Релюкс. У него хорошая посещаемость и много благодарных гостей. Планы есть… они всегда должны быть, чтобы не происходило вокруг. Есть несколько интересных проектов, но пока не готовы о них говорить. Но обязательно сообщим, как только придет время, - поделилась гендиректор "Планеты Кино".

Развлекательные комплексы

В этой области без потерь также не обошлось, в пресс-службе сети развлекательных комплексов Smile Park рассказывают, что самым кризисным был период с 24.02.2022 по 18.10.2022. За этот период компания полностью потеряла два комплекса в Мариуполе и Запорожье и получила значительные повреждения в двух комплексах в Харькове.

Ситуация складывалась так, что мы не были уверены в том, что мы сможем возобновить свою работу. К работе мы смогли вернуться благодаря нашим партнерам, в первую очередь, это касается ТРЦ Nikolsky в Харькове, которые своим примером вдохновили нас на возвращение к своему любимому делу, - говорят представители Smile Park.

Гендиректор Fly Kids Екатерина Залозная самым сложным называет период запуска после полной остановки. Несколько негативных факторов наложились одновременно: 

  • отсутствие опыта ведения бизнеса при полномасштабном вторжении; 
  • запуск работы комплексов по городам удаленно – также первый опыт;
  • потеря большого количества сотрудников, как медл-менеджмента, так и специалистов и рядовых сотрудников;
  • низкий трафик, связанный с обстрелами и блекаутами. Не поддается никакой планировке и идет скачками.

Восстанавливаться Fly Kids начали со Львова, Ровно и Черкасс. Следующими запустили Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Кременчуг, Чернигов, Киев, Одессу.

Начало запуска – это 10-25% от объемов. В регионах, где было спокойнее, этот показатель был выше, в прифронтовой зоне – ниже. Помимо резкого оттока клиентов, наблюдалось и сильное понижение количества банкетов, именно количества, хотя средний чек оставался на том же уровне. Спустя почти два года наша сфера восстановилась на 70% от реальных объемов. Пришел опыт, мы научились прогнозировать и приспосабливаться к обстоятельствам. Уже есть понимание, что если где-то были сильные обстрелы, трафика на следующей неделе можно не ожидать, и другие специфические факторы, которые с опытом начинаешь рассчитывать заранее, - говорит Екатерина Залозная.

dsc 3379 resized | 3

В Smile Park восстановление показателей продолжается до сих пор, в Харькове они до сих пор не вернулись к довоенным цифрам, также значительная часть горожан переехала в другие регионы или даже страны. Однако часть клиентов постепенно возвращается в Харьков, начиная с весны 2023 года. В настоящее время сеть фиксирует контакт с 40% своих клиентов.

Спрос "на радость" нужен сейчас как никогда, учитывая уход печальных обстоятельств в изобилии. От себя мы постоянно организовываем и проводим благотворительные мероприятия для детей наших военнослужащих, работников спасательной службы и работников других служб, которые ежедневно нас спасают и делают жизнь более безопасной, - говорят в Smile Park.

Екатерина Залозна считает, что можно дискутировать уместна ли радость во время войны, когда это касается взрослых, относительно детей – никаких сомнений.

Детство должно быть счастливым с праздниками, днями рождениями, каникулами, играми. Дети растут быстро и другой возможности прожить эти мгновения не будет. Это понимаем и мы, и родители. Наша обязанность уберечь это право на счастье, - подчеркнула гендиректор.

Региональный фактор

Различия в посещаемости по регионам есть и сегодня они связаны непосредственно с войной. Так, говорят в Fly Park, прифронтовые города имеют очень низкие показатели из-за частых воздушных тревог – работа комплексов сразу останавливается. 

Также многие не хотят возвращаться после окончания тревоги, особенно это ощутимо, как ни странно, в зимний сезон (из-за холодов люди не готовы ждать). Кроме минностей в посещаемости есть и другие отличия по региональному фактору:

Они всегда существовали в действительности, ментальность городов и регионов никто не отменил. Что можно отнести к этим факторам: это доля ресторана в обороте, в таких городах как Львов, Киев и Одесса она всегда выше, чем, например, в Кривом Роге или Кременчуге. Требовательность клиента к качеству услуг, как правило, выше в миллионниках. Хотя средние чеки по зонам продаж именно в средних городах. Есть города прифронтовые, где живут как последний день, а иногда более безопасные в этом отношении работают по другим принципам, – объясняет Екатерина Залозная.

В Smile Park вынуждены констатировать, что на территории правобережной Украины все парки работают с показателями, которые значительно больше, чем те, что были до начала войны. 

Наибольшую посещаемость имеют парки на западной Украине, что понятно, ведь эта территория была более безопасной для перемещения людей.

image 65255781423dd8.76195087 | 4

Планы

Обе сети имеют достаточно масштабные планы по развитию, несмотря на войну, так, Smile Park планируют открыть 3 новых парка развлечений в следующем году, а Fly Park хотят открыть развлекательные комплексы во всех крупных городах Украины.

Читайте также: Прибыли, выручка и динамика: рейтинг топ-25 ритейлеров Украины

В ближайших планах – комплекс в Днепре, второй в Кривом Роге, третий в Одессе и еще два парка в столице. Также очень хотим возобновить работу в Харькове. Верим, что вернем и свой парк в Мелитополе, который в оккупации, что вернемся в Северодонецк и Мариуполь, - подытожила гендиректор сети.