Онлайн-торговля в 2023 году восстановила довоенные позиции - какие категории стали прорывом (исследование)

В 2022 году украинский рынок онлайн-торговли перестраивался и адаптировался к новым реалиям, а уже в 2023-м восстанавливал позиции, которые имел до полномасштабной войны.

Согласно данным исследования Promodo, многим игрокам это удалось, однако не всем, а прорывом в прошлом году стала категория продуктов и алкоголя, зато лидер по восстановлению доходной части - электроника.

Если в 2022-м игроки из всех ниш не рисковали вкладывать рекламные бюджеты на уровне с 2021-м, то в прошлом году это стало необходимостью, - говорит руководитель отдела исследований и стратегии компании Юлия Яценко.

Показатели в категориях

Лидером динамичного развития в e-commerce стала категория продуктов и алкоголя, а по уровню дохода в валюте рост составил в среднем 65%, по сравнению с довоенным 2021 годом.

В гривне показатели еще больше, рост составил +85%, но стоит учесть, что активно переходить в онлайн нишевые ритейлеры начали еще с 2022-го и росли постепенно. 

Категория разогналась. Прогнозируем, что в 2024 году количество игроков в этой нише будет расти. Соответственно будет расти и стоимость клика, которая в прошлом году была меньше на 56% от показателей 2021-го, - добавляет Яценко. 

Средний чек в долларах по сравнению с 2021 годом просел на 10%, это означает, что покупатели, которые перешли в онлайн выбирают более дешевую корзину или заказывают часто и на небольшой чек.

51dcc6b399ff00c5e51cfbd6f2cfc0c0 | 1

Ниша электроники также превзошла показатели 2021-го, в 2023 году доход в гривне вырос на 17%, в долларах - на 2%.

Рост в категории начался с третьего квартала прошлого года, но в период так называемой "черной пятницы" доход в долларах был на 7% ниже, чем в довоенный период. 

4d9af614c01532e6bfe78279b003f009 1 | 2

Отмечается, что категория зоотоваров ощутимо выросла в онлайне еще в 2022 году и сохранила динамику в 2023-м.

b0ea0509ad0691b25469cc79f0f69c3b | 3

Однако не все ниши показали такие хорошие результаты, например категория одежды и обуви еще не достигла показателей 2021-го, но все равно динамично развивается.

0b834050247534fb5dd4e70e15c5ce72 | 4

Категория детских товаров падает год к году и по прогнозу агентства, в ближайшей перспективе роста также не ожидается. Доход игроков из этой ниши в 2023-м просел в долларах на 41%, в гривне - на 27%.

Читайте также: Максим Гаврюшин, УСТЦ, Budhouse Group: о влиянии тревог, восстановлении рынка и возвращении брендов в ТРЦ

Продажи начали оживать только с июля 2023 года, но не достигли показателей 2021-го даже в гривне. 

По мнению Яценко, категория детских товаров является наиболее пессимистичной в украинском онлайне, в частности из-за вынужденной миграции и депопуляции.

f7b4a6d5d453f1b4be9fadeeb4e888ab 1 | 5

Forbes