Ольга Шевченко, EVA: клиенты переориентируются на товары более доступного ценового сегмента

Исполнительный директор ООО "РУШ" (линия магазинов EVA и EVA.UA) Ольга Шевченко рассказала о современном потребителе, собственных марках, e-commerce и планах ритейлера на будущее.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из интервью топ-менеджерки порталу All Retail в своем материале.

Стратегия развития EVA

Эксперты почти из всех отраслей экономики прогнозируют, что мир уже никогда не будет таким, как раньше, однако исполнительный директор отметила, что в компании не видят необходимости вносить изменения в стратегию развития.

В планы ритейлера на ближайшие годы входит:

  • развитие сети;
  • развитие e-com-направления;
  • развитие логистики;
  • автоматизация и развитие распределительных центров.

Детали, объемы, регионы мы просматриваем и корректируем с учетом объективной ситуации в стране. Конечно же, понимаем, что стратегия будет оставаться актуальной при условии, что позиция Украины будет постепенно улучшаться или по крайней мере не произойдет существенного ухудшения, на что мы очень надеемся и к чему со своей стороны как социально ответственный бизнес прилагаем усилия, - отметила Ольга Шевченко.

Результаты 2023-го

В целом в сети результатами 2023 года удовлетворены. Однако еще до полномасштабного вторжения планировалось, что в 2023-м сеть EVA будет насчитывать 1500 магазинов. Однако на 24 февраля 2022 года их было 1116, а к концу прошлого — 1061.

В то же время, компания возобновила десятки торговых точек после повреждений, возобновила работу в деоккупированной Киевской области и Херсоне, в 2022 году открыли 26 магазинов, а в 2023-м — 59.

Мы восстановили разрушенные цепи поставки и расширили ассортимент EVA.UA до более чем 100 000 SKU, создали в интернет-магазине новые тематические пространства и презентовали новую коммуникационную платформу "Гипермаркет красоты", интегрировали функционал интернет-магазина в мобильное приложение, наконец превратив его онлайн-покупок, – рассказывает СЕО сети.

Также компания возобновила амбициозные логистические проекты и в целом, в 2023 вернулась к развития.

Изменение покупательского поведения

Ольга Шевченко рассказала, что весной 2023 года сеть провела исследование и выяснилось, что более 15% клиентов не посещают магазины EVA. Однако появились и новые клиенты, поэтому в целом покупателей сейчас примерно столько же, сколько и в довоенном 2021 году.

В ноябре даже был зафиксировано 1% прироста, поэтому в итоге в транзакциях в 2023 году потеряли всего 6,5% по сравнению с 2021-м.

Сегодня у многих людей недостаточно средств, чтобы обеспечивать потребности на том же уровне, что и до войны. Так что наблюдаем незначительное уменьшение наполненности корзины в штуках на уровне 6%. Кроме того, по возможности клиенты переориентируются на товары более доступного ценового сегмента, но этот фактор нивелируется значительным инфляционным ростом.

Положительных прогнозов по категории детских товаров также, к сожалению, нет, это и из-за снижения рождаемости, и из-за выезда большого количества женщин за границу.

Однако в корзинах покупателей EVA в прошлом году были не только товары первой необходимости, наблюдается спрос на уходовую и декоративную косметику в разных сегментах, на профессиональные средства, бьюти-гаджеты для домашнего ухода. 

Спрос на косметику и парфюмерию не исчез и довольно быстро восстановился после начала полномасштабной войны. Средний чек по сети EVA за 2023 год составил 235 грн.

Сектор e-commerce и private labels

В 2023 году сеть закрепилась на отметке 12-13 тыс. заказов в сутки. Продажи онлайн составляют более 10% в общей выручке ритейлера.

В конце июля 2023 года сеть EVA возобновила присутствие на платформе Glovo, решение было принято, поскольку этот канал интересен и удобен для определенной части покупателей.

В 2023 году EVA запустила 6 новых ВТМ, теперь их общее количество в портфеле компании достигло 58, что составляет более 5 000 SKU. 

В прошлом году каждый третий приобретенный в сети товар — это ВТМ, более того, за 2023-й ритейлер продал рекордное количество единиц товаров собственных марок — около 110 миллионов.

Планы EVA на 2024 год

Компания заложила на инвестиции в развитие логистического направления в 2024 году бюджет объемом до 1,3 млрд грн. Планируется завершить расширение львовского распределительного комплекса, насыщать его современной техникой и системами хранения.

Относительно нового логистического комплекса в Одессе, этот проект после паузы был "разморожен" в 2023 году, но строительство будет продолжаться до 2026 года включительно.

Читайте также: "Встретили вызовы и пошли вперед": сеть ТРЦ ДАФИ подвела итоги 2023 года

В целом мы продолжаем тот же путь, по которому двигались и в 2023-м. Планируем открыть около 60 новых магазинов EVA. Будем развивать EVA.UA и мобильное приложение. Есть амбициозная цель в перспективе стать лидерами не только в оффлайне. Для этого работаем над увеличением ассортимента, быстротой выполнения заказов, развиваем новые возможности доставки, наращиваем мощности своей логистической структуры”, - резюмировала Ольга Шевченко.