Ольга Румянцева, MAUDAU: ритейлерам придется удовлетворять спрос на скидки и акции

С началом полномасштабной войны рынок электронной коммерции пережил рекордное падение, которое подкосило многих игроков. Впрочем, многим украинским компаниям удалось устоять и даже нарастить обороты. 

Ольга Румянцева, Chief Marketing Officer MAUDAU в эксклюзивном комментарии Украинскому Совету Торговых Центров рассказала о взлетах и падениях рынка e-commerce, изменении потребительского спроса и новом этапе развития MAUDAU.

Какие изменения в динамике продаж вы могли бы отметить с начала полномасштабного вторжения и до сегодняшнего дня? Были ли резкие падения, когда начал восстанавливаться спрос, или были всплески активности и ее проседания?

С падения в начале полномасштабного вторжения динамика продаж восстановилась достаточно быстро - за год рынок онлайн шопинга вернулся к довоенным показателям.

Однако, согласно исследованиям, за это время на рынке установилась и наблюдается определенная сезонность: сильный рост продаж в конце года и снижение спроса в середине года, летом. 

Изменилось ли потребительское поведение украинцев за этот период, если да, то как именно?

Потребительское поведение украинцев существенно изменилось из-за войны, экономических трудностей и роста цен. Люди начали покупать более обдуманно, чаще ищут скидки. 

Растет интерес к украинским брендам - особенно пищевых продуктов, кофе, косметики, алкоголя и детских товаров. Украинцы хотят поддержать местных производителей, и качество их продукции действительно радует.

Еще один важный тренд - больше внимания к себе. На фоне войны и усталости украинцы хотят побаловать себя чем-то приятным и поддерживают идею «жить здесь и сейчас». Ощутимо также влияние соцсетей: многие хотят попробовать трендовые товары из TikTok, которые привлекают внимание и становятся частью ежедневной жизни.

Какие категории товаров демонстрируют лучшие показатели, а каким - труднее всего?

Лучшие результаты показывают товары первой необходимости - продукты питания, бытовая химия и средства личной гигиены. Заметно растет спрос и на товары для домашних любимцев. Все больше украинцев становятся зоородителями, и на своих пушистых друзьях они экономить не готовы. 

В то же время категории, связанные с роскошью и развлечениями, такие как техника, украшения, косметика и люксовая парфюмерия, ощущают трудности. Однако такие товары все же покупают, в основном как подарок или удовольствие для себя.

Стали ли украинцы больше экономить, например, выбирая более дешевые товары в категориях?

Да, экономия стала неотъемлемой частью покупок. Люди все чаще ориентируются на цену, ищут акции, скидки и распродажи. Возрос спрос на товары экономсегмента.

Недавно MAUDAU начал работать как маркетплейс, почему приняли такое решение и каких результатов уже достигли?

Маркетплейс - это логичный этап развития для MAUDAU, поскольку наша миссия - упрощать жизнь гостя, забирая рутину на себя, и предоставлять ему возможность беспрецедентно удобно удовлетворить свои ежедневные потребности. Маркетплейс объединяет продавцов и покупателей на одной удобной сервисной платформе, которая помогает продавцам реализовывать товар, а гостям - выбирать лучшие предложения   

Сейчас мы сотрудничаем с несколькими десятками продавцов, в основном в категориях электроники, продуктов питания и товаров для детей. Это только начало, и мы планируем быстрое расширение.

Ну и напоследок, хотелось бы узнать ваше мнение об украинском рынке e-commerce - какие у него ближайшие перспективы и вызовы, будет ли расти в нем конкуренция?

Рынок e-commerce в Украине восстановился после первоначального падения во время полномасштабного вторжения и продолжает расти, ведь популярность онлайн-шопинга только усиливается. Игроки активно соревнуются, ища новые удобные и быстрые формы логистики, форматы оплаты и сервисы, которые удовлетворят потребности гостей.

Читайте также: Календарь распродаж изменился. К чему готовиться ритейлерам во второй половине 2024-го

Тенденция к поиску лучшей цены также остается актуальной, поэтому ритейлерам придется удовлетворять спрос на скидки и акции, одновременно находя эффективные модели прибыльности. Конкуренция усиливается, поскольку все больше офлайн-игроков активно развивают свои онлайн-направления, но и потенциал рынка - чрезвычайно высок.